Женщины-менеджеры и предприниматели за рубежом
В настоящее время можно выделить два направления участия женщин в бизнесе:
ü через повышающееся постоянно привлечение женщин на управленческие должности;
ü через приток женщин в малый бизнес, особенно при организации собственных предприятий.
Исследования психологов, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что женщины более приятны в общении, чем менеджеры мужчины, более внимательны к людям, эффективно реагируют на мотивацию. В службах сервиса женщины незаменимы, с клиентами у них устанавливаются доверительные отношения.
Женщины разумней ведут себя в конфликтных ситуациях, руководствуясь обычно известным правилом «клиент всегда прав», стремятся уменьшить эмоциональные издержки.
Таким образом, явно обозначаются преимущества женщин в сфере услуг и торговле, т.е. там, где клиент ждет внимания, вежливости и уважения.
В европейских странах и в Америке еще далеко не все ресурсы женских возможностей востребованы.
В Японии, в азиатских и арабских странах вклад женщин в бизнес крайне мал — это связано с национальными и историческими традициями отношения к женщинам.
В США и европейских странах примерно 37% малого бизнеса действует под руководством женщин.
Предприятия, руководимые женщинами, постоянно укрупняются, в 1980 г. стоимость этих организаций составляла 92 млрд. долл., в 1990 г. около 300 млрд.
Предприятия, являющиеся собственностью женщин, значительно реже подвергаются банкротству по сравнению с теми предприятиями, где хозяева мужчины.
Появление женщин на руководящих постах в фирмах США позволило повысить корпоративную культуру.
В процессах управления появилась гибкость, более спокойной стала работа в условиях неопределенности, появилась терпимость к медленному внедрению инноваций либо в уклонении от них.
Пирамидальные структуры уменьшили количество управленческих уровней, менеджмент на оставшихся уровнях получил больше самостоятельности при решении производственных и коммерческих вопросов, больше стало проявляться заботы о сотрудниках и клиентах.
Женщины-менеджеры придают большее значение вопросам стимулирования сотрудников, не требуют монополии на получение информации, делая ее доступной для всех, периодически передают властные полномочия подчиненным в целях решения какой-либо конкретной проблемы.
Ознакомление подчиненных с информацией создает предпосылки для лучшего психологического климата и способствует упорядочению взаимоотношений в коллективе.
Успех женщины-менеджера определяется:
ü личным имиджем. Одежда со вкусом, с учетом ситуации, умение держать себя, уверенность в действиях, подчеркивающих компетентность;
ü умение аргументирование, со знанием дела отстаивать свои идеи;
ü умение распознавать возможности и качества людей, подбирая таких, которые помогут утверждению предприятия на рынке и среди конкурентов;
ü умение преодолевать трудности и избегать серьезных ошибок;
ü умение распоряжаться рабочим временем, находить в работе приоритеты, стремиться учитывать личные интересы работников при поручении заданий.
Женщины-менеджеры стараются привить сотрудникам чувство патриотизма к организации, стараются выяснить отношение людей к различным проблемам, используют такой стиль общения с работниками, который побуждает их активно и осмысленно участвовать в работе.