Характеристика рынков сбыта и продуктов.
В используемом варианте игры каждое предприятие действует на трех рынках, выпуская и продавая продукцию двух наименований. Рынок 1 (Р1) - может быть интерпретирован как внутренний рынок страны. Рынок 2 (Р2) - ближнее зарубежье (например, Республика Беларусь, Украина, Казахстан), Рынок 3
(РЗ) - дальнее зарубежье. Эта интерпретация является условной и определена в соответствии с исходными параметрами игры. В ходе игры руководство предприятия может определить наиболее привлекательные, с его точки зрения, рынки и построить маркетинговую стратегию с учетом своих предпочтений. Следует, однако, отметить, что особенности каждого рынка в системе «Никсдорф Дельта» определяются только установленными (и изменяемыми в ходе игры преподавателем) параметрами, В связи с этим любые предпочтения участников игры, опирающиеся лишь на их жизненный опыт или субъективные представления, могут оказаться несостоятельными. Участники игры должны как можно более полно использовать предоставленную преподавателем информацию, а также внимательно наблюдать за реакцией на маркетинговые мероприятия, оценивать перспективы каждого рынка по фактическому изменению общих объемов сбыта. Необходимую информацию можно получить из отчетов об исследованиях рынка, которые может закупить каждое предприятие.
Кроме того, независимо от выбранной стратегии и результатов
ее
реализации, предприятие в ходе игры не должно полностью покидать
рынок, так как это привело бы к не предусмотренному условиями игры изменению рыночной ситуации для других предприятий-конкурентов. Оно может, тем не менее, стремиться к преимущественному увеличению сбыта на
одном из
рынков, если условия будут
для
этого благоприятными.
Продукты, которые каждое предприятие производит и предлагает покупателям, характеризуются в начале игры определенным этапом своего
жизненного никла:
имеют определенные объемы сбыта (одинаковые в начале игры для всех предприятий) и перспективы к его увеличению.
Жизненный цикл товара процесс развития продаж и получения прибылей, состоящий из четырех этапов (стадий); этапа выведения товара на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка.
С точки зрения необходимого для каждого продукта этапа разработки, внедрения в производство и подготовки к массовому выпуску можно выделить отдельную стадию разработки товара. Понятие жизненного цикла применимо для описания как целого товарного класс. В соответствии с этой интерпретацией в Модуле Руководителя определяется также процент валютных потерь при реализации продукции на Рынках 2 и 3. В рассматриваемом примере валютные потери на этих рынках
составляют 1 процент так и отдельных разновидностей товара. Типичный вид кривой жизненного цикла представлен на рис. 2.
Рис. 2. Жизненный цикл товара: характер изменения сбыта и прибылей.
Стадия жизненного цикла товара определяет, как правило, комплекс маркетинговых мероприятий, применяемых руководством предприятия, Наблюдение за развитием жизненного цикла продукта на рынке позволяет прогнозировать объемы сбыта и, следовательно, необходимые объемы производства каждого продукта.