Подходы к выбору стиля управления некоторых руковадителей.
Андрей Морозов, вице-президент группы компаний "Комкон". Бывший сотрудник Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. Стаж службы - 10 лет.
- Главное, что прежний опыт работы помогает мне разбираться в людях: можно человеку доверять или нет. При этом мне довольно сложно отделить опыт службы от просто жизненного опыта. Однако Управление было специфической организацией и основной принцип, который я вынес оттуда: доверяй, но проверяй.Что же касается командного стиля руководства, то его я стараюсь как можно реже использовать. Ни один человек не может быть правым во всем. Поэтому лучше лишний раз посоветоваться с подчиненными, выслушать их точку зрения. Переступить через их мнение можно только в том случае, если они не обладают всей полнотой информации. Если же они владеют вопросом в полном объеме, то стоит учесть их мнение. Естественно, при условии полного доверия и уверенности в компетентности сотрудников.Обсуждение важных вопросов у нас происходит коллегиально, однако, окончательное решение по своему направлению деятельности я предпочитаю оставлять за собой, так как я принимаю на себя ответственность. Некоторые считают, что коллективное обсуждение вносит хаос и неразбериху, однако все зависит от количества людей, принимающих участие в подобных совещаниях. У нас их число сведено до минимума: 2-3.Бытует мнение, что бывшие военные или представители силовых структур - люди безынициативны, привыкшие выполнять приказы. Однако, на мой взгляд, именно безынициативные в большинстве своем и остались на службе. В бизнес ушли те, кому прежние рамки были тесны. Их инициатива и творческий подход к делу превышали те возможности, которые предоставляла служба. И большинство из них вполне успешно занимается своим делом.Естественно, что проще всего адаптироваться в новых условиях именно молодым людям - до 40 лет. Тем, кто старше, сложнее. Ведь жизненный опыт не только помогает, но еще и сковывает. Чем старше человек, тем сложнее ему перестраивать свою жизнь. А бизнес - это постоянная перестройка. На мой взгляд, легче адаптироваться в бизнесе все-таки не бывшим военным, а сотрудникам правоохранительных органов. Армейцы в прошлой жизни были более ограничены служебными рамками. У нас же была большая степень свобода для творчества. Мы могли на пути к цели предпринимать любые шаги, не противоречащие закону. А военные вынуждены были действовать строго согласно Уставу.Хочу отметить, что любой бизнес - это даже не война, а борьба за выживание. Боевые действия предусматривают наличие правил и определенного порядка. Бизнес - это джунгли, в которых надо выжить. Поэтому традиционное воинское искусство здесь не применимо. Какие-то правила пытается ввести государство, но оно устанавливает их в собственных интересах. Как охотник, который не отстреливает всю дичь, оставляя часть для последующего размножения.Конечно, какие-то элементы военного искусства вполне применимы в бизнесе. Скажем, здорово помогают элементы оперативно-розыскной деятельности. Ведь необходимо же иметь полную информацию о человеке или компании , с которыми ты собираешься начинать какой-то проект, или о конкурентах - данные о вероятном противнике позволяют принимать более взвешенные решения, касающиеся собственного бизнеса.
Заместитель генерального директора Компании "Невские краски" Тимофей Сумин:
Существует много определений стиля руководства. В основном они делятся на 2 вида: директивный и партисипативный. В первом случае руководство осуществляется посредством конкретных указаний руководителя, во втором инициатором и исполнителем заданий является команда менеджеров вместе с руководителем.Я предпочитаю партисипативный стиль руководства, где любой член команды может проявить себя и показать свои сильные качества. В этом случае сотрудник в наибольшей степени заинтересован в выполнении задания, т.к. делает он это осознанно. Однако существуют моменты, когда необходимо применять директивный стиль руководства в силу ряда причин, например: руководитель владеет большей информацией по данному вопросу; или дорога каждая минута и обсуждение возможных вариантов решения проблемы сотрудниками приведет к потере времени.