Активная деятельность людей в формировании общественного хозяйства.

Производство материальных благ являлось, и будет являться одним из главных направлений в человеческой жизни. Оно всегда было решающим фактором, влияющим на развитие всей жизни общества. Так как изготовление каких либо благ не мыслимо без производственно—хозяйственных отношений, то следует сделать вывод, что общество на всём пути своего развития пыталось совершенствовать хозяйственные отношения для достижения максимального эффекта на производстве и предприятии.

Хозяйственные отношения в обществе по своей сути многоаспектны. Следовательно, их эффективность во многом зависит от правильности выбора и сочетания различных методов хозяйствования. А это можно сделать на основе либо здравого смысла, либо научного подхода, основанного на обобщении передовых методов хозяйствования. Но здесь надо иметь в виду, что в жизни нет предприятий, похожих друг на друга. Всегда есть отличия – в производственной базе, уровне квалификации, традициях, сложившихся связях и т.д. Поэтому, не смотря на явную пользу передового опыта, нужен другой путь повышения действенности хозяйствования, который позволил бы каждому предприятию и обществу в целом создать свои собственные высокоэффективные формы. Таким путём является разработка принципов, определяющих эффективное хозяйствование, следуя которым каждый сможет создать свою собственную конфигурацию хозяйствования. На мой взгляд этими принципами являются:

1).

постоянная адаптация к изменениям окружающей среды

- в политике, экономике, обществе и технологиях. Если хозяйствующий субъект делать этого не будет, он станет жертвой данных изменений. На практике это означает: чтобы выжить в период таких изменений, нужно приспособить к ним свою деятельность. Но что это значит адаптироваться к изменениям? Прежде всего необходимо правильно понять происходящие изменения. А для этого, с одной стороны, нужно хорошо знать ситуацию сегодняшнего дня, а с другой – уметь прогнозировать, т.е. видеть ближние, средние и дальние перспективы изменений, чтобы в соответствии с ними спроектировать свою деятельность. При решении данной задачи необходимо придерживаться определённой последовательности: в начале собрать информацию, проанализировать её, сделать выводы и положить их в основу выработки соответствующей политики хозяйствования, в которой установить основные направления деятельности предприятия, методы хозяйствования, его стиль и поведение;

2). установление стратегии по выпускаемому продукту (для предприятий).

В данном случае речь идёт о том, что при выборе продукции следует исходить не только из имеющегося на неё спроса. Необходимо выявить общие

операции по производству

различных продуктов, производимых на предприятии, установить возможности общих каналов доведения товаров до потребителей и т.д. Такой подход позволяет сократить издержки производства и сбыта продукции, с максимальной выгодой использовать производственные и складские площади;

3). принятие решений исходя из своих возможностей.

При этом надо твёрдо усвоить, что новые проблемы нельзя решать старыми методами. Например, при традиционном подходе к организации снабжения материалами, сырьём, комплектующими изделиями обычно исходят из поиска поставщиков, у которых всё это можно приобрести по низким ценам. С целью снижения цен производители стремятся заставить поставщиков и субподрядчиков конкурировать между собой. Преуспевающие фирмы делают это несколько иначе, намного тоньше. Они налаживают долгосрочные отношения с несколькими поставщиками, создавая для них гарантированный рынок, некий аналог системы долгосрочной контрактации, где конкуренция не является всеобъемлющей. Она лишь один из элементов перераспределения ресурсов или доли заказа в пользу наиболее эффективных субподрядчиков, обеспечивающих одновременно высокое качество, ритмичность поставок, гибкость производства и низкий уровень издержек;

4). постоянный поиск на всех уровнях управления путей совершенствования действующего производства, имеющихся технологий и выпускаемой продукции;

5). повышение производительности и качества продукции;

6). первостепенное внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению финансового состояния;

7). систематическое проведение анализа номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

Такой анализ необходим с позиций получения прибыли и требуемой величины оборотных средств, т.е. оптимальной структуры номенклатуры и ассортимента. Критерием оптимальности должны стать максимизация и минимизация величины оборотных средств;

8). рассредоточение риска как условие выживаемости.

Речь идёт о том, что предприятие, с целью выживаемости, особенно в период неблагоприятной конъюнктуры рынка, должно сосредоточить свои действия не на одном продукте и не на одном рынке, а на нескольких.

Следование вышеуказанным принципам позволяет обществу построить такую систему хозяйствования, которая бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию в соответствии с требованиями рынка, реализовывать её, получая требуемую прибыль, и создавать производственные запасы, необходимые для выпуска продукции в оптимальном размере.

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru