Долгосрочное финансовое планирование
Однако в случае долгосрочного планирования построение детального набора операционных бюджетов бывает затруднено как из-за большого объема детальной прогнозной информации, которая просто отсутствует, так и из-за громоздкости самой процедуры построения детальных бюджетов затрат.
В этом разделе мы рассмотрим самый распространенный и простой способ долгосрочного прогнозирования финансовой отчетности, использующий гипотезу прямой пропорциональности статей затрат и многих статей баланса объему продаж.
Такая гипотеза является достаточно справедливой в случае долгосрочного планирования (1–2-3 года), когда даже условно-постоянные затраты можно считать в значительной степени переменными.
Построение БПУ при гипотезе пропорциональности затрат объему продаж.
Статьи |
Действие |
База 2002 |
Прогноз 2003 |
Выручка (100%) |
S0 |
S1 | |
Производственная себестоимость проданной продукции |
- |
60% S0 |
60% S1 |
Валовая прибыль |
= |
40% S0 |
40% S1 |
Коммерческие и административные расходы |
- |
15% S0 |
15% S1 |
Оперативная прибыль |
= |
25% S0 |
25% S1 |
Расходы на выплату процентов |
- |
Кредитные условия40% от балансовой прибыли |
Определяются планом кредита 40% от балансовой прибыли |
Чистая прибыль |
= |
Разность |
Разность |
Дивиденды |
- |
План выплаты дивидендов |
План выплаты дивидендов |
Нераспределенная прибыль |
= |
Разность |
Разность |
Таблица 1
- S1 и S0 - объемы выручки в плановом и базовом периоде.
Построение ББЛ при гипотезе пропорциональности затрат объему продаж
Сделаем следующие предположения:
1. В долгосрочном плане многие статьи активов также с большой точностью пропорциональны объему продаж (в рублях).
2. Кроме того, при долгосрочном планировании объемы продаж и производства будем считать равными в денежном выражении. В первую очередь, пропорциональны объему продаж величина дебиторской задолженности, величина запасов, материалов, готовой продукции, поскольку эти статьи баланса непосредственно связаны с объемом продаж.