Понятие научной эффективности исследований систем управления.
Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Само понятие “научное управление” впервые ввел в обиход представитель американских фрахтовых компаний - Луис Брандейс в 1910 году, хотя считается, что данное понятие впервые ввел Фредерик У.Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления. Ф.У.Тейлор подчеркивал, что “ управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы”[3]
Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а, пожалуй, как науку, помогающую нам понять весьма трудный мир организации. При правильном использовании теория управления и результаты научных исследований дают возможность руководителям предсказать, что по всей вероятности может случиться в результате тех или иных действий, и тем самым способствуют принятию более целесообразных решений, помогая избежать возможных ошибок.
Эволюция теории и практики управления тесно увязана с развитием промышленности и науки вообще. Трудно выделить, что здесь первично, а что вторично. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.
Поэтому рассматривая развитие теории управления можно сказать, что каждый ее этап связан с определенной стадией науки и промышленности.
Развитие теории управления и прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Наиболее интересные модели описания эволюции теории управления предложены в работах Р.Скотта, А.Силадьи, Т.Питерса и Р.Уотермена, Клода Ст. Джорджа - младшего.
Р.Скотт, рассматривал теорию управления в развитии с двух точек зрения: закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления.
При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую ( в отличие от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменения цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.
Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет часто техническим аспектам.
Выделенные Р.Скоттом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А.Силадьи, который характеризует развитие теории управления на фоне эволюции внешней Среды ( прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Джорджа младшего.
С начала века ( т.е. с момента зарождения теории управления ) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за воротами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы.
На таких принципах до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране. Все управление в масштабах предприятия в данном случае большей частью сводится к оперативному регулированию внутренней деятельности предприятия без ориентации на внешние изменения.
Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств, управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.
С другой стороны, имеет место эволюция и в другом направлении - от рационального фактора к социальному. Рациональный фактор имеет в виду достижение конкретных целей - прежде всего максимизацию прибыли.
Исходя из этого построена вся работа организации. Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей, что, в свою очередь, привело к смещению с принципов рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.