Консультант – профессионал по оказанию услуг управленческого консультирования. Качества консультанта определяются характером задач консультирования и требованиями клиентов.
Приведем примеры таких качеств.
Желание оказать положительное влияние |
Искреннее желание способствовать повышению профессионального уровня каждого отдельного клиента, организационной структуры предприятия, и предприятия в целом. | - Предпринимает действия, позволяющие незамедлительно произвести обмен информацией с клиентом.
- Указывает на сильные стороны клиента, перед тем как высказать несогласие с какой-либо точкой зрения.
- Ссылается на свой опыт в подобных ситуациях, чтобы установить контакт и доверительные отношения с клиентом.
- Сохраняет доверие клиента, выполняя работу в установленные сроки.
- Уравновешивает отрицательные и положительные моменты в информации, сообщаемой клиенту.
- С одной стороны, не допускает подавления своей личности со стороны старших по должности, с другой – не относится попустительски к своим подчиненным.
|
Стремление к достижениям |
В меру развитое стремление превосходить коллег по степени профессионализма, или быть непревзойденным специалистом в своей области. Ориентированность на конечный результат, при этом не склонность предъявлять излишне завышенные требования к работе; при необходимости, возможность с готовностью передать свои полномочия. Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать не самое оптимальное решение для данной ситуации. | - Имеет способность чётко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
- Анализирует индивидуальные положительные и отрицательные свойства клиента, прежде чем давать рекомендации.
- Если нужно, ориентирует клиента на работу в определенном направлении в будущем.
- Помогает клиенту осмысливать ситуацию нестандартно, с различных точек зрения, а также взглянуть в будущее.
- Помогает разрабатывать и контролировать систему метрических показателей для оценки достижений.
- Способствует постановке сложных, но реалистичных задач для клиента.
|
Стремление быть честным и справедливым |
Уделяет должное внимание правам окружающих; старается принять максимально правильное, с этическое точки зрения, решение. Стиль поведения – прямой, открытый, честный. | - Обеспечивает чёткое представление и полностью осознанное участие клиента в проекте.
- Берётся за выполнение лишь той работы, которая позволяет оптимизировать эффективность работы клиента.
- Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта. Контролирует расходы по ходу выполнения проекта.
- Рекомендует отложить выполнение работы, если на текущий момент не все участники готовы посвятить себя осуществлению проекта.
- Предотвращает попытки внести в ход проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.
- Подвергает критике поведение клиентов/коллег в случаях, когда оно идёт вразрез с принципами справедливости, например, если допускается дискриминация по отношению к сотрудникам.
|
Профессио-нальное качество |
Определение | - Примеры поведения консультанта в типичных ситуациях
|
Сила воли, внимание к деталям и предупреди-тельность |
Никогда с лёгкостью не отказывается от поставленных целей; рассматривает проблемы с различных точек зрения. Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач. | - Оперативно реагирует на просьбы о помощи.
- Концентрируется на проектах, имеющихся сложностях и запросах клиентов, пока проблемы не будут ликвидированы.
- Активно сотрудничает с представителями данного отдела и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
- Должным образом подготовлен к встречам с клиентами.
- Всегда выполняет обязательства.
|
Гибкость мышления |
Имеет живой ум, и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях. Характеризуется гибкостью и подвижностью психики. Способность осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии, что позволяет собеседнику проследить связи между явлениями. | - Задаёт упорядоченные, позволяющие исследовать ситуацию, вопросы.
- Определяет новые способы использования существующих ресурсов для различных целей.
- В равной степени компетентен, обсуждая общие концептуальные вопросы и конкретные приложения.
- Помогает клиентам осмыслить существующие проблемы.
|
Осведомлен-ность о социальных тенденциях и способность к диагностике |
Возможность проследить связи между явлениями, не являющиеся очевидными для окружающих. Чёткое представление о технологических, идеологических и психологических проблемах. | - Ненавязчиво делает замечания, позволяющие провести различие между общепринятой сложившейся практикой поведения, и формальной системой; глубинное видение действительности.
- Способность к продуктивному синтезу полученной информации.
- Возможность провести параллель между сложившейся ситуацией и сходными случаями в прошлом; возможность сделать соответствующие выводы на основе собственного опыта.
|
Уверенность в себе |
Не демонстративная, и в то же время очевидная, уверенность в себе, вызывающая доверие. Возможность быть, образно говоря, хозяином судьбы, самостоятельно строить своё будущее. | - Развивает способность пойти на рискованное мероприятие у окружающих.
- Находится в поиске новых сложных задач и возможностей их решения.
- Признаёт свою вину в неуспехе какого-либо дела.
- Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
- Не теряет уверенности в себе, когда клиент подвергает сомнению его способности или компетентность.
|