Возникновение и развитие нормирования труда.
Нормирование труда – социальное явление. Оно порождено развитием производства и науки и подчинено объективным экономическим законам того способа производства, на основе и в пределах которого оно осуществляется. На протяжении всей истории докапиталистичеких форм экономических отношений использовалась простейшая форма установления затрат – урок. Урок – это норма, которая должна быть выполнена в определенный период времени. Величина заданного урока базировалась на индивидуальном опыте работы и часто складывалась стихийно.
Развитие мануфактуры вызывало такую организацию производства, при которой технологический процесс создания продукции превратился из индивидуального в коллективный процесс. Он был разделен между большим количеством исполнителей на частичные (рабочие) процессы. Разделение труда сделало необходимым установление уроков по отдельным видам работ, по профессиям рабочих. Обеспечение непрерывности процесса производства требовало согласования производительности труда отдельных рабочих мест и подчинения их единому темпу работы.
Первые документы о нормировании труда в России относятся к 1843 г. Изданное “Урочное Положение на все вообще работы, производящиеся в крепостях, гражданских зданиях и гидротехнических сооружениях” было первым обобщением опыта работы. В “Урочном Положении” были сформулированы условия определения урока: физическая сила рабочего; степень навыка к работе; число рабочих в день. Большой опыт производства горных работ обобщен в “Урочном Положении для работ на рудниках Алтайского горного округа” (1860 г.). В нем сформулированы некоторые общие положения и даны затраты труда и материалов на горные работы.
Из Положения видно, что русские горные инженеры понимали значение и умели анализировать влияние естественно-геологических и технических условий работы на производительность труда.
В процессе развития капиталистического способа производства на базе машинной индустрии в конце XIX в. создались предпосылки для появления технического нормирования труда. Основоположником его был Ф. Тейлор. Он поставил задачу установления урока на основе инженерного расчета при детальном изучении процессов труда по элементам (аналитический метод). Расчленение процесса труда на составные части (операции, приемы) позволило ему найти такую комбинацию приемов, которая давала возможность выполнять работу с наиболее высокой производительностью труда. В России до 1918 г. продолжало действовать “Урочное Положение”. В 1909 г. о производительности труда рабочих в горной промышленности России пишет М.М. Протодьяконов в статье “Производительность забойщика по углю”. В условиях ручного труда с применением примитивных орудий производительность труда забойщиков на угольной шахте зависела от мощности пласта, угла его падения и крепости угля. Ставится цель представить производительность труда рабочего как функцию ряда факторов, т.е. в виде формулы, по которой можно установить величину нормы для любых конкретных условий. М.М. Протодьяконов и после 1909 года возвращался к вопросу о нормировании горных работ.
В современных условиях действует новая система нормирования труда, основывающаяся на положениях:
- нормы труда должны устанавливаться на основе научных данных, учитывающих прогресс техники;
- производство максимума продукции при минимуме затрат труда не должно достигаться на основе чрезмерной интенсификации труда и ухудшения условий труда;
- все наши достижения в области организации труда и рационализации производства необходимо отражать в нормах труда;
- необходимо привлекать самих трудящихся к работе по установлению норм труда с целью использования их опыта и творческой энергии.
Нормирование труда стало основой сдельной оплаты труда, средством соизмерения труда отдельных работников и регулирования заработной платы в рамках предприятия.