Понятие, история возникновения, сущность, виды, причины развития, и преимущества лизинга
Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.
1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).[11]
Развитие лизинга в России
До начала 90-х годов лизинг в России применялся в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по международным контрактам.
На условиях «бербоут-чартер» (разновидность лизинговой операции, связанной с наймом судна без экипажа) Минфлот СССР приобрел значительное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на иностранных верфях.
На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевропейские аэробусы А-310.
В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые современные лизинговые компании. Одни из них, как Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке, другие прекратили свое существование.
С одной стороны, зарождению лизинга в банковских стенах способствовало банковское законодательство. Так еще в инструкции 270 Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года « О плане счетов бухгалтерского учета», а позднее в 1991 году в законе РСФСР «О банках и банковской деятельности» были предусмотрены лизинговые операции. С другой стороны, банки являлись единственными финансовыми институтами, располагающими свободными денежными средствами.
У нас в стране большинство лизинговых компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский лизинг, Лизингбизнес, РГ-Лизинг и др.
В настоящее время практически во всех крупных и средних банках имеются лизинговые отделы или дочерние лизинговые компании.
Для поддержки отраслевой промышленности образованы отраслевые лизинговые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоинструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансируются при помощи бюджетных денег.
В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так, московским правительством созданы:
Московская лизинговая компания (МЛК) — для поддержки малого бизнеса;
Московская промышленная лизинговая компания — для модернизации основных средств московской промышленности;
Лизинговая компания «Ликострой» — для улучшения обеспечения предприятий строительного комплекса Москвы современными средствами механизации.
В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной и исполнительной власти, международных организаций объединились в Российскую организацию лизинговых компаний (Рослизинг). В 1997 году ее состав насчитывал 47 членов, а в 1998 – 56.[12]
Объем лизинговых операций у нас в стране пока не велик. По данным Рослизинга за 1995 год составил 170 млрд. руб. или порядка 42 млн. долларов США. С учетом лизинговых компаний, не входящих в Рослизинг, объем операций может вырасти до 50 млн. долларов США. В 1996 г. эта цифра возросла до 670 млрд. руб. (130 млн. долл.), в 1997 г. 2,8 трлн. руб. (500 млн. долл.).[13] В 1998 г. 10,5 трлн. руб., в 1999 г. 13,3 трлн. руб. и 17,5 трлн. руб. в 2000 г.[14]
Максимальный срок лизингового контракта составлял 5 лет. На долю контрактов до двух лет приходилось 38,9 %, а от 2 до 5 лет — 61,1 %.