Культура общения.
Коммуникация. Психологическая структура общения.
В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами,
чувствами и др. Результат общения - складывающееся отношение с другими людьми.
Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто
воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие,
Для общения необходимо, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. В диалоговом общении сходятся два понятия, две точки зрения, два равноценных голоса.
Прежде чем рассматривать структурные элементы общения, важно уточнить, какое место категория «общение» занимает в процессе социализации личности.
Социализация личности - это процесс усвоения и активного воспроизводства
индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и
приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки и привычки.
Основными сферами социализации личности являются деятельность, общение, самосознание. Деятельность - это динамическая система воздействия человека с миром. Человек, раскрыв в деятельности свои психологические свойства, выступает по отношению к вещам и предметам как субъект, а к людям - как личность. Вещи, предметы выступают перед ним как объекты, а люди - как личности.
Немотивированной, так же как и нецеленаправленной деятельности не существует.
Мотивы и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а так же величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении,
Важными составляющими деятельности являются: мотив, цель, планирование
деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ, концептуальная
модель, принятие решения, действия, проверка полученных результатов, коррекция
действий. Мотив - это побуждение деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Цель же конструирует конкретную деятельность, определяя ее характеристику и динамику. Таким образом, мотив, относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель же - к предмету, на который деятельность направлена и который в ходе ее выполнения должен быть преобразован в продукт. Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой деятельностью.
Самосознание или иначе «Я - концепция» - это относительно устойчивая осознанная
система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким
образом, самосознание - это образ себя и отношение к себе.
Образ собственного «Я» включает в себя три основных компонента:
1. Когнитивный (познавательный) - знание себя (своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости);
2. Эмоциональный - оценка себя, самооценка (самоуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничижение и т.п.);
3. Поведенческий (оценочно-волевой) - отношение к себе (стремление повысить
самооценку, завоевать уважение и т.п.).
Все эти три компонента действуют одновременно и взаимосвязано, обусловливая целостное представление о «Я - образе».
В качестве составляющих «Я - образа» выступают:
• Реальное «Я» - представление индивида о себе в настоящее время;
• Идеальное «Я» - то, каким индивид, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
• Динамическое «Я» - то, каким индивид намерен стать;
• Фантастическое «Я» - то, каким индивид желал бы стать, если бы это оказалось
возможным.
Одна из характерных сторон личности - ее неповторимая индивидуальность, под которой понимается присущее только ей сочетание психологических особенностей (темперамента, характера, способностей, мотивации), совокупности преобладающих чувств, мотивов деятельности. Нет двух индивидов с одинаковыми сочетаниями указанных психологических качеств - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Третьей составляющей сферой социализации личности является общение. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.