Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи
Стратегическое управление
– это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней среды.
В отличие от оперативного управления, стратегическое имеет иные критерии эффективности:
- своевременность и точность реагирования организации на изменения внешней среды.
Стратегическое планирование – процесс, который включает ряд стадий. Составить стратегический план, то есть определить те действия, которые организация должна совершить для выполнения стратегии.
1 Стадия: определение миссии организации.
Миссия
– это чётко выраженная причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов.
Определении мисси имеет огромное значение:
1. значение миссии в отношении внешней среды;
миссия формирует представление об организации и её назначение;
миссия способствует формированию и закреплению имджа организации;
2. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации.
миссия делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;
миссия содействует формированию определённого климата в организации;
миссия способствует единению коллектива и укреплению его культуры.
3. миссия имеет значение в отношении управления организацией.
миссия помогает более точно определить стратегию;
миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов.
2 Стадия: определение целей организации.
Цель
– это ожидаемый, конечный результат.
Именно через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные требования к нему:
- он должен всесторонне раскрывать миссию;
- он должен касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности организации:
-- сфера доходов (не получение прибыли, а какой авторитет организация получает у пользователей – если организация некоммерческая);
-- сфера работы с пользователями;
-- сфера работы с сотрудниками;
-- сфера социальной ответственности (какова роль организации в жизни региона).
В организации все цели должны быть взаимосвязаны и построены в определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям:
· цели должны быть конкретными;
· цели должны быть ориентированы во времени;
· цели должны быть достижимы;
· цели должны быть приемлемыми для организации;
· цели должны быть совместимыми;
· цели должны быть гибкими.
Цель может быть правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный анализ среды.
3 Стадия.
Анализ среды
включает в себя 2 основных компонента:
- анализ внешней среды;
- анализ внутренней среды.
Анализ внешней среды
ориентирован на все компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды.
Макросреда – общие условия, в которых организация находится.
Она включает в себя:
· экономический компонент;
· политический компонент;
· правовой компонент;
· социальный компонент;
· состояние технологии.
Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния различных факторов на конкретную организацию различна.
Микросреда – непосредственное окружение организации.
· Потребители;
· Поставщики;
· Конкуренты;
· Рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды
изучается по определённым блокам вопросов.
- Кадровые вопросы;
- Организационные вопросы;
- Производственные вопросы;
- Маркетинговые вопросы;
- Финансовые вопросы;
- Организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители.