Насколько важно руководителю знать типы характеров своих сотрудников?
Наверное, никого не надо убеждать в том, как важно разбираться в характерах людей, с которыми встречаешься каждый день - будь то ваши родственники или сотрудники. Между тем представление о типах характеров у нас подчас крайне абстрактное. за последние годы в практической психологии, в основном благодаря усилиям К. Леонгарда (Берлинский университет им. Гумбольта), и А. Е. Личко (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева), сформировались представления о наиболее ярких характерах, которые весьма интересны и полезны для практики, в том числе могут учитываться и в ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗНАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТИПОВ ХАРАКТЕРОВ ПОДЧИНЕННЫХ ЗАМЕТНО ОБЛЕГЧАЕТ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ С НИМИ.
В настоящее время единой классификации характеров нет. Положение дел в этой области знаний можно сравнить с положением в описании химических элементов до создания Д. И. Менделеевым периодической системы. Однако можно отметить, что многие представления вполне установились.
Каждый из ярких характеров с различной степенью выраженности встречается в среднем в 5-6% случаев. Таким образом, не менее половины всех работающих имеют яркие характеры. В отдельных случаях встречаются сочетания типов характеров. Остальные могут быть условно отнесены к "смешанному типу".
В качестве примера приведем несколько описаний типов характеров личностей, и, в каком направлении РУКОВОДИТЕЛЬ может использовать те или иные качества данного типа характера для процветания предприятия.
ГИПЕРТИМНЫЙ или ГИПЕРАКТИВНЫЙ характер.
Виктор Николаевич С. пришел в цех, когда ему было 23 года. Сразу же обратил на себя внимание восторженным отношением к людям, повышенной доброжелательностью, общительностью. Он быстро перезнакомился со всеми, одинаково дружелюбно относясь и к тем, кто состоял между собой в неприязненных отношениях. О нем говорили: "Душа парень". Вскоре, однако, возникли нарекания по работе: многое из того, за что он брался, не доводил до конца. В частности, оказалась без внимания рабочая документация. Таков гипертимный тип. Основная рекомендация ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, имеющих подчиненных с таким типом характера - не побуждать их сдерживаться, а попытаться создать такие условия труда, которые позволяли бы выразить бурную энергию в работе.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ характер.
Инженеру Александре Ивановне поручили размножить документацию. Достаточно было сотни экземпляров. Однако, вдохновленная тем, что ей поручено дело самой дирекцией, Александра Ивановна так разрекламировала его важность, что вскоре все были вынуждены согласиться с ней: нужно не менее пятисот копий . Надо сказать, что размноженные бумаги почти не понадобились. Но они так часто и с такой важностью перетаскивались с места на место, чо у сотрудников укоренилось в памяти мнение об Александре Ивановне как о человеке исключительно исполнительном, четком, незаменимом. Такому человеку РУКОВОДИТЕЛЬ может поручить, например, рекламу продукции, если другие черты личности не будут противоречить.
Также различают АУТИСТИЧЕСКИЙ, ЛАБИЛЬНЫЙ, ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ, ЗАСТРЕВАЮЩИЙ, КОНФОРМНЫЙ, НЕУСТОЙЧИВЫЙ, ЦИКЛОИДНЫЙ типы характеров.
Как было сказано выше, знание РУКОВОДИТЕЛЕМ ТИПОВ ХАРАКТЕРОВ своих сотрудников существенно облегчает ежедневные контакты и сводит количество конфликтных ситуаций до минимума.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, которые позволят руководителю наиболее эффективно использовать свои возможности и добиться успеха в своей деятельности.
1.
нельзя спешить с оценкой людей, пока вы не изучили их характеры, сделав при этом коррекцию на свой собственный характер;
2.
глаза даны нам не для того, чтобы во время беседы глядеть в окно или в бумаги, а для того, чтобы подмечать малейшие нюансы реакции наших собеседников и коллег;
3.
возможны разные стили руководства, но какой бы из них вы не выбрали для себя как наиболее лично вам подходящий, правила служебных отношений остаются одними и теми же, и главное из этих правил гласит: уважайте в собеседнике человека, не унижайте его, иначе он ожесточится против вас лично, а значит и против вашего дела;
4.
работа руководителя в быстро меняющемся мире чревата огромными нервными перегрузками. Не усугубляйте их еще и конфликтами с подчиненными. Возьмите своих сотрудников в союзники - только общим фронтом вы справитесь со стрессами, ведь один в поле не воин, даже если это поле - сфера вашей повседневной деловой активности.