Диалектика - выход из патовой ситуации
Из конфликтных и патовых ситуаций можно выйти только с помощью диалектических методов. Меняясь ролевыми функциями или просто меняясь местами, руководитель и его сотрудники должны видеть и понимать стоящие проблемы с различных позиций. Этот подход невозможен без понимания и другого обстоятельства. Уже нет борьбы. Есть стремление найти решение, полезное и приносящее успех всем, общее согласие по поводу цели. Наше традиционное воспитание до сих пор противоречит взаимной информации и общению между людьми. Постоянное требование "прекратить разговоры!" приводит к односторонней коммуникационной схеме. Например, школьный опыт показывает, что самостоятельные занятия повышают внимание школьников, ускоряют освоение программы и формируют преподавателя. Так и на предприятии - руководителю надо искать новые пути. Ради эксперимента, можно на один день поменяться ролями: руководитель предприятия займет, скажем, место менеджера и так далее. Таким образом, каждый из сотрудников будет знать особенности и трудности деятельности своего коллеги.
Следовательно, для того, чтобы предотвратить развитие конфликтных ситуаций, и как следствие - развал предприятия изнутри, руководитель должен вовремя понять, что лишь объединив всех сотрудников(желательно по группам и с учетом их типов характеров), объяснив им цели и задачи их деятельности, можно добиться успеха. Цель должна быть предельно ясна и понятна каждому члену коллектива.
К примеру, руководитель созывает сотрудников на совещание и говорит о принятом им решении: "Изучив потребительский спрос в данном регионе, я пришел к выводу, что, производя в следующие 2 месяца нашей продукции на 30 процентов, наша компания не только получит огромную прибыль, но и завоюет постоянного покупателя". Все предельно ясно. У сотрудников предприятия появляется мотивация к деятельности, так как они понимают, что в этом случае дела предприятия "пойдут в гору", и, следовательно, они получат премию больше, чем прежде. ЗАДАЧА РУКОВОДИТЕЛЯ ЖЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ДОВЕСТИ ТАКОЙ ПРОСТОЙ РАСКЛАД ДО КАЖДОГО СОТРУДНИКА, ДАВ ЕМУ ТЕМ САМЫМ СТИМУЛ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЕГО ЕЖЕДНЕВНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Заключение
Важность психологической подготовки руководителей особенно возросла в последние годы, когда большое внимание стало уделяться активизации человеческого фактора па производстве и в общественной жизни в целом. Дело в том, что невозможно повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни. Это касается как трудовой деятельности исполнителей, так и самоорганизации деятельности руководителей.
При систематическом ознакомлении с вопросами психологии руководители должны концентрировать внимание на подготовке к работе с людьми. Цель психологической подготовки - научиться грамотно выявлять и адекватно оценивать психологические явления, имеющие место в руководимом коллективе, правильно их анализировать, обобщать, а также учитывать их в реальном руководстве людьми и, что самое сложное, научиться управлять этими психологическими явлениями. Психологические факторы должны постоянно находиться в поле зрения и внимания руководителей - только при таком условии можно осуществлять эффективное и качественно руководство коллективом без серьезных психологических ошибок и помех.