Операционные риски
Операционный риск
можно определить как риск прямых или косвенных потерь, вызванных ошибками или несовершенством процессов, систем в организации, ошибками или недостаточной квалификацией персонала организации или неблагоприятными внешними событиями нефинансовой природы (например, мошенничество или стихийное бедствие).
Соответственно, операционные риски можно классифицировать следующим образом:
· Риск персонала
- риск потерь, связанный с возможными ошибками сотрудников, мошенничеством, недостаточной квалификацией, неустойчивостью штата организации, возможностью неблагоприятных изменений в трудовом законодательстве и т.д.
· Риск процесса
- риск потерь, связанный с ошибками в процессах проведения операций и расчетов по ним, их учета, отчетности, ценообразования и т.д.
· Риск технологий
- риск потерь, обусловленных несовершенством используемых технологий - недостаточной емкостью систем, их неадекватностью проводимым операциям, грубости методов обработки данных или низкого качества или неадекватности используемых данных и т. д.
· Риски среды
- риски потерь, связанные с нефинансовыми изменениями в среде, в которой действует организация - изменениями в законодательстве, политическими изменениями, изменениями системы налогообложения и т.д.
· Риски физического вмешательства
- риски потерь, связанные с непосредственным физическим вмешательством в деятельность организации, - стихийными бедствиями, пожарами, ограблениями, терроризмом и т.д.
В основе управления операционными рисками лежит качественное выявление операций организации или процессов
внутри её, подверженных операционным рискам,
и оценка данных рисков.
Для этих целей можно воспользоваться услугами внешних аудиторов и консультантов или произвести критический анализ деятельности организации своими силами. На основе данного изучения операций организации и протекающих внутри неё процессов можно произвести ранжирование проводимых операций по уровню принимаемых операционных рисков, выделить группы операций, являющихся особо рискованными. Данное ранжирование позволяет определить методы и последовательность действий по управлению операционными рисками.
В частности, в качестве потенциальных источников операционного риска следует рассматривать операции, обладающие следующими особенностями:
В отношении операций не полностью приняты необходимые меры по снижению операционных рисков.
Операции требуют высокой квалификации персонала, замкнуты на отдельных сотрудников, их знания и квалификацию.
Процессы проведения операций не формализованы и должным образом не прозрачны, при проведении операций большую роль играют "экспертные" оценки и субъективные суждения.
Системы, проводящие операции работают с близкой к предельной или не адекватной нагрузкой.
Проводимые операции технологически сложны.
Результат операций в большой степени зависит от эффективности работы персонала.
Персонал низкого уровня, проводящий операции обладает высокими полномочиями по определению характера операций, в частности их рискованности.
Эффективность и рискованность проводимых операций с трудом подвергается оценке в текущем режиме.
Ещё одним инструментом, позволяющим выявить операционные риски в организации является анализ расходов организации на основе данных бухгалтерского или аналитического учета. Предметом данного анализа являются расходы, непосредственно связанные с операционными рисками (штрафы, пени и т.д.), а также операционные расходы (явные или вмененные), возникновение которых не может быть объяснено движениями рынков или кредитными событиями. Анализ расходов позволяет выявить источники операционных рисков, а также дать количественную или статистическую оценку (актуарная оценка).
Для того, чтобы выявление и оценка рисков не носили субъективный характер можно воспользоваться следующими методиками:
· Сети случайных событий
· Актуарная оценка операционных рисков
Наряду с выявлением и оценкой собственно операционных рисков целесообразно определить некоторый набор операционных индикаторов, мониторинг которых позволит своевременно выявить возрастание уровня операционных рисков и принять соответствующие меры. Примером таких индикаторов могут послужить - уровень "текучки" сотрудников в организации, объемы проводимых операций и т.д.