Основы государственного регулирования инновационной деятельности
«Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций»[2]. Таким образом орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.
Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. С другой стороны, организация может и не изменять свое поведение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органами государственного управления действия, а может и «обойти» установленные препятствия, изменив методы или сферу деятельности.
Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие:
§ освоение новых рынков;
§ кооперация с другими организациями;
§ улучшение качества продукции;
§ поиск партнеров и кредитов и т.д.
При уменьшении возможностей реакции организации будут следующие:
§ сокращение ресурсного потенциала;
§ свертывание деятельности;
§ снижение уровня рисковости;
§ отказ от заказов с низкой эффективностью;
§ свертывание инвестиций;
§ банкротство или самоликвидация;
В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана у краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы.
В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок в том числе на внешнем рынке.
Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются следующие:
Ø аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
Ø координация инновационной деятельности;
Ø стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
Ø создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
Ø кадровое обеспечение инновационной деятельности;
Ø формирование инновационной инфраструктуры;
Ø институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
Ø обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
Ø повышение общественного статуса инновационной деятельности;
Ø региональное регулирование инновационных процессов;
Ø регулирование международных аспектов инновационных процессов[3].
Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.