Пример системного анализа в банковском деле
Анализируя воздействие технологий на занятость в учреждениях, предоставляющих финансовые услуги, А. Рэджин и Г. Кук сделал и серьезные выводы. Они отмечают, что создание или потеря организацией рабочих мест зависят от сложного взаимодействия его затрат с объемом выпуска продукции. В случае с информационной технологией убедительным доказательством этого является то, что применение систем информации в финансовом секторе в последнее десятилетие не приводило к сокращению рабочих мест. Фактически уровень занятости в этом секторе возрос на 40%, а клиринговые банки Лондона увеличивали свои штаты за последние 12 лет, несмотря на внушительные инвестиции в автоматизацию, расширение бизнеса и рост производительности труда.
Чтобы объяснить комплекс сложных взаимоотношений, авторы обратили внимание на три «замедлителя», т.е. на факторы, сдерживающие воздействие информационной технологии на персонал, и два «ускорителя» — факторы, убыстряющие ее воздействие.
Три фактора, которые они описывают, являются экономическим, социальным и организационным. Что касается экономических «замедлителей», которые следует принимать во внимание, то в их число входят:
ü замена имеющегося персонала вследствие использования технологий;
ü увеличение специального персонала для управления новым оборудованием;
ü рост чистого дохода из-за увеличения спроса на финансовые услуги;
ü выплата зарплаты и окладов посредством прямого кредитования банков и строительных обществ, а также последовательное расширение возможностей рынка;
ü возникновение новых услуг неэкономического характера до внедрения технологий, например, появление кредитных карточек, привело к созданию 15 000 новых рабочих мест и введению различных форм страхования и счетов страховых взносов;
ü более эффективное и быстрое обслуживание клиентов в результате технических новшеств.
Пессимистический взгляд[1]
Схема 5.6
Результаты исследований свидетельствуют о том, что воздействие поставок техники смягчается факторами спроса, перечисленными выше. Подсчитано, что рентабельные методы работы, внедренные в банки, дали им возможность увеличить объем операций на 30%, что привело к созданию 20 000 дополнительных рабочих мест и способствовало перераспределению имеющегося у них персонала.
Социальные сдерживающие факторы включают: увеличение числа законодательных актов, защищающих права служащих (как экономистов, так и работников социальной сферы) на их рабочих местах. Различные юридические запутанные вопросы, например положение о подтверждении (заверении) подписи и введение скидки с ипотечного процента, сдерживали рост влияния технологии.
Среди других социальных факторов стремление банковского сектора считаться в глазах общества хорошим работодателем, а также наличие различных соглашении по временным срокам, в соответствии с которыми внедряется новая технология, что замедляет се влияние на скорость естественных потерь.
И наконец, клиенты банка сами являются сдерживающим фактором, потому что не все они используют новую технологию. Некоторые все еще требуют личного обслуживания работниками банка.
Организационные сдерживающие факторы включают патерналистские культурные традиции банков, которые благоприятствуют скорее постепенным, чем радикальным изменениям; разумную заинтересованность банков увеличивать свою выручку не только за счет новой технологии, но и квалификации имеющихся работников и сети филиалов.
Одной из характерных черт работы банка, которая сдерживает влияние технологии, является то, что среднее по величине отделение банка нанимает на работу 15 человек, выполняющих различные виды операций, на которые технология имеет только частичное воздействие. Наконец, темпы роста организации, к счастью, скорее дополняют, чем заменяют состав служащих.