Опыт планирования в США. Пути и формы его использования в специфических условиях
Для создания эффективной экономики в России необходимо учитывать зарубежный опыт, причем это следует делать как можно более детально и не при решении одной – двух проблем, а практически в каждой отрасли экономической деятельности. Разумеется, далеко не всегда следует напрямую копировать организацию какой-либо сферы экономического устройства других стран, да и возможно это не повсеместно. Однако именно отказ от использования испытанных в развитых капиталистических странах систем, методов и способов регулирования экономики является одной из причин затяжного глубокого кризиса российской экономики.
К отрицательным последствиям политики экономической либерализации относится и процесс ослабления роли планирования в экономической деятельности, протекающей в стране. Это связано с тем, что при переходе от централизованного планирования к рыночному саморегулированию правительство намеренно отказывалось от традиционных элементов планирования, а заменить их было нечем. Впрочем, это лишь одна сторона серьезной проблемы. Помимо планирования на макроуровне существует планирование деятельности хозяйствующих субъектов. К концу 1994 года около семидесяти процентов всех предприятий было приватизировано и находилось в частных руках. Было приватизировано около двух третей бывших государственных предприятий; девяносто процентов мелких компаний являются частной собственностью; восемьдесят процентов предприятий в секторе обслуживания также являются частными.[1] Если учесть, что в Советском Союзе в течение десятилетий вся деятельность предприятий осуществлялась в соответствии с правительственными планами при фактическом отсутствии конкуренции, то легко представить проблемы, с которыми столкнулись новоявленные частные фирмы. В момент проведения приватизации в России практически отсутствовали квалифицированные кадры, способные планировать деятельность экономических субъектов в условиях как рыночной, так и смешанной экономики. На данный момент ситуация складывается более благоприятно, но все - таки имеет смысл обратиться к зарубежному опыту планирования.
Однако в мире не одно и не два капиталистических развитых государства. Разумеется, лучше всего проанализировать достижения всех так называемых развитых стран и заимствовать полезные для России решения. Но в рамках данной работы я предполагаю рассмотрение Соединенных Штатов Америки как объект для заимствования опыта. Причин такого выбора множество, но главная заключается в том, что США являются наиболее экономически развитой и самой сильной в военном отношении державой с глобальными политическими интересами, занимающую ведущие позиции в системе международных отношений. Естественно, можно найти великое множество причин процветания американского государства. С позиции тематики представленной работы наиболее важной составляющей успеха является хорошая система регулирования и поощрения экономики.
Соединенные Штаты Америки вступают в третье тысячелетие на пике своего могущества. Однако многие факторы благоприятствуют амбициозным претензиям нынешнего президента США Б. Клинтона способствовать вступлению США в двадцать первый век еще более могущественными и процветающими, еще раз показать всему миру преимущества американской модели развития и эффективной своевременной реакции на вызовы времени, с которыми столкнулись все страны, включая американское государство.
Многое в американском опыте неприемлемо для России. Слишком велики различия в истории и культуре, традициях и национальных особенностях. И тем не менее есть и немаловажные общие моменты, в том числе огромная "континентальная" территория, большая численность населения, гигантские природные ресурсы, способность мобилизовать национальную волю на переломных поворотах истории.
Важнейшей особенностью национально-государственного развития США является верховенство права, преобладание нормативных приоритетов над политическими импульсами. Тот факт, что Конституция Соединенных штатов, в отличие от конституций большинства других стран, никогда радикально не пересматривалась, способствовал чрезвычайной устойчивости американской политической системы. После гражданской войны 1861-1865 гг. ни один из острых социальных и политических конфликтов не выходил за рамки правового поля и не решался путем революционного насилия.
Соединенные Штаты Америки – первая в мире президентская республика. На протяжении двух веков было предпринято немало попыток расширить прерогативы Белого дома. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в годы холодной войны, когда даже стали говорить об "имперском президентстве". Несмотря на тенденцию к усилению влияния президентской власти, конгресс в основном сохранил свои полномочия, прежде всего в бюджетной сфере.
- Социально-экономическая роль государства в США. Федеральный бюджет, человеческий фактор.
- Опыт американского государства в управлении социально-экономическими процессами.
- Посткризисная энергетическая программа США 1977 года.
- Плановые документы для формирования бюджета развития.
- Формирование пакета инвестиционных проектов.
- Развитие способов организации стратегического планирования на микроуровне.