Инструменты стратегического анализа.

На современном этапе развития рыночных отношений невозможно пред­ставить существование фирмы без наличия стратегии деятельности. К тому же не стоит забывать, что для успешной деятельности предпри­ятию необходимо анализировать уже имеющуюся стратегию, вносить в нее коррективы, чтобы она была адаптирована к сложившимся услови­ям.

В настоящее время в диагностике широко используются сравнитель­но новые методы анализа, такие как “SWOT” - анализ, “PEST” - анализ, метод "ключевые факторы успеха", модель Альтмана - " Z score model " и многие другие.

По большому счету, имеющуюся стратегию у ОАО "Айгуль" можно охарактеризовать, как стратегию "выживания". Именно поэтому предпри­ятию нужны коренные преобразования управления и, конечно же, необходимо целостное изменение стратегии.

Какими же должны быть эти изменения? На этот вопрос можно от­ветить, проводя стратегический анализ с помощью вышеперечисленных инструментов.

Оценку внутренней среды фирмы - ее силу и слабость, а так же внешних, возможностей и угроз обычно называют - анализом.

Сила-это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, представляющая ей дополнительные возможности.

Слабость- это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия.

Возможности - это то, чего предприятие может добиться на рынке.

Угрозы – это неблагоприятные тенденции внешней среды.

В таблице №1 приведен “ SWOT”-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможности и угроз ей.

Теперь проведем “SWOT” - анализ ОАО "Айгуль ".

К внутренним сильным сторонам предприятия можно отнести только лишь опыт, имеющийся у работников. Это говорит о том, что у предприятия кроме опыта, нет никакого преимущества на рынке. А что же касается внутренних слабых сторон предприятия, то здесь имеется множество неблагоприятных характеристик :

- во-первых, предприятие не имеет четкого стратегического направления развития;

- во-вторых, имеется низкая прибыльность (а последние 3 года убыток) из-за неоплачиваемости госзаказа (пошив форменной одежды для работников правопорядка), отсутствия оборотных средств, некачественной продукции, вследствие чего отсутствует спрос на товары;

- в-третьих, у предприятия слишком узкий ассортимент продукции (отсутствие новых моделей);

- в четвертых, у ОАО "Айгуль" недостаточный имидж на рынке, пос­кольку потребителей не устраивает ни качество материала, ни качество пошива;

- в пятых, предприятие практически не осуществляет маркетинговых исследований из-за отсутствия финансовых средств.

И так мы видим, что в настоящее время внутреннее слабые сторо­ны во много раз перекрывают сильные стороны предприятия.

Таблица №1.

Потенциальные внутренние сильные стороны

-

полная компетентность в ключевых вопросах

- адекватные финансовые ресурсы

- хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей

- признанный лидер рынка

- хорошо проработанная функциональная стратегия

- экономия на масштабах производства

- умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов

- собственная технология

- более низкие издержки (преимущество по издержкам)

- лучшие рекламные кампании

- опыт в разработке новых товаров

- проверенный менеджмент

- большой опыт (опережение по кривой опыта)

- лучшие возможности производства

- превосходные технологические навыки

Потенциальные внешние возможности фирмы

- способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рын­ки или новые сегменты рынка

- пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребно­стей клиентов

- способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпу­щенной продукции

- вертикальная интеграция (вперед или назад)

- снижение торговых барьеров на привлека­тельных иностранных рынках

- ослабление позиций фирм-конкурентов

- возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке

- появление новых технологий другое

Потенциальные внутренние слабые стороны

- нет четкого стратегического направления развития

- устарелое оборудование низкая прибыльность из-за недостатка управленческого таланта и умения

- отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности

- плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании

- внутренние производственные проблемы

- отставание в области исследований и разработок

- слишком узкий ассортимент продукции

- недостаточный имидж на рынке

- плохая сбытовая сеть

- неудовлетворительная организация маркетинго­вой деятельности

- недостаток денег на финансирование необходи­мых изменений в стратегии

- себестоимость каждого изделия выше, чем у основных конкурентов

Потенциальные внешние угрозы

- выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками

- рост продаж продуктов-субститутов

- медленный рост рынка

- неблагоприятное изменение курсов ино­странных валют или торговой политики иностранных правительств

- дорогостоящие законодательные требова­ния

- высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса

- растущая требовательность покупателей и поставщиков

- изменение потребностей и вкусов покупа­телей

- неблагоприятные демографические изменения

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru