Инструменты стратегического анализа.
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам
• особый талант (очень важен при оказании профессиональных услуг)
• ноу-хау в области контроля за качеством
• компетентность в области дизайна (особенно важна в текстильной промышленности)
• степень овладения (знание) определенной технологией
• способность (умение) создавать эффективную рекламу
• способность быстро переводить новые товары из стадии разработки в промышленное производство
КФУ, связанные с организационными возможностями
• уровень информационных систем (особенно важен при осуществлении авиаперевозок, аренде автомашин, в индустрии кредитных карт, гостиничном деле и т.д.)
• способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию (хорошо отлаженный процесс принятия решений, требуется немного времени для вывода новых товаров на рынок)
• больший опыт и ноу-хау в области менеджмента
Прочие КФУ
- благоприятный имидж/репутация фирмы у покупателей
- общие низкие затраты (не только производственные)
- выгодное расположение (особенно важно для розничной торговли)
- приятные в общении, доброжелательные служащие
- доступ на финансовые рынки (особенно важен для молодых фирм, работающих в рискованных или капиталоемких отраслях)
- наличие патентов
Наиболее многообещающий способ определения того, насколько крепко фирма удерживает свою конкурентную позицию, — это количественная оценка по сравнению с соперниками каждого из ключевых факторов успеха и каждого существенного индикатора конкурентной силы. В процессе анализа отрасли и конкурентного анализа выявляются ключевые факторы успеха и конкурентные критерии, которые и делят участников рынка на лидеров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка являются основой для определения преимуществ и возможностей основных соперников.
В таблице №2 приведен пример оценки конкурентной силы. В примере используются не взвешенные оценки. В этом случае предполагается, что каждый ключевой фактор успеха/конкурентная сила одинаково важны. Компания, которая имеет наиболее высокую оценку по данному фактору, имеет конкурентное преимущество. Размер этого преимущества отражается разницей между оценкой компании и оценками ее конкурентов.
Высокие оценки показателей, характеризующих конкурентную силу, говорят о сильной конкурентной позиции и наличии конкурентного преимущества. Напротив, низкие оценки в этом случае свидетельствуют о слабой конкурентной позиции и о конкурентных недостатках.
Таблица № 2
(Шкала оценок: 1 — очень плохо; 10 — очень хорошо)
Ключевые факторы успеха/ оценка силы |
ОАО “Айгуль” |
Иностранные производители |
Местные пошивочные цеха | ||
Качество/характеристики товара |
10 |
2 |
6 | ||
Репутация/имидж |
10 |
2 |
7 | ||
Производственные возможности |
4 |
5 |
9 | ||
Грамотное использование технологиии (технологические навыки) |
9 |
4 |
3 | ||
Сбытовая сеть |
10 |
3 |
4 | ||
Маркетинг /реклама |
10 |
3 |
8 | ||
Финансовое положение |
10 |
4 |
5 | ||
Издержки в сравнении с конкурентами |
4 |
7 |
5 | ||
Обслуживание клиентов |
9 |
2 |
5 | ||
Дизайн / расцветка |
9 |
2 |
6 | ||
Не взвешенная общая оценка |
85 |
34 |
58 | ||