Наука управления
Истоки школы управленческой мысли имеют недавнее происхождение. Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группа ученых получила задание на решение сложных военных проблем. В 50 - 60 - е г.г. методология была обновлена, преобразована в целый ряд специфических методов и стала применяться для решения проблем в промышленности и принятия решений в разных ситуациях. Сегодня можно встретить понятия наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах, но чаще всего исследование операций, которые используются как взаимозаменяемые. Эти термины распространяются и на количественные методы. Отличительные особенности
науки управления как подхода таковы:
1
Использование научного метода.
2
Системная ориентация.
3
Использование моделей.
Фундаментальной процедурой любого научного исследования является научный метод
. Он состоит из трех этапов
:
- Наблюдение
. Речь идет об объективном сборе и анализе информации по проблеме и ситуации.
- Формулирование гипотезы
. Формулируя гипотезу, исследователь выявляет имеющиеся альтернативы - варианты действий - и их последствия для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель - установление взаимосвязи между компонентами проблемы.
- Верификация
. В третьей фазе верификации, или подтверждения достоверности, исследователь проверяет гипотезу, наблюдая результаты принятого решения.
Третья особенностьнауки управления - использование моделей. Моделирование часто необходимо из - за сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Наиболее значимый вклад школы научного управления заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, сложных для простой причинно - следственной оценки альтернатив.
Модель
- это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Модель помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов. Существует ряд причин
, обуславливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром: естественная сложность
многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов
в реальной жизни, ориентация руководства
на будущее.
Сложность
. Возможности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью ее модели. Реальный мир организации сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме превосходит возможности человека, постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования.
Экспериментирование
. Встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Существуют критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.
Ориентация управления на будущее
. Невозможно наблюдать явление, которого еще не существует, как и проводить прямые эксперименты. Многие руководители стремятся рассматривать только реальное и осязаемое. Моделирование - единственный систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.
Типы моделей
. Существуют три базовых типа
моделей: физические, аналоговые, математические.
Физическая модельпредставляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической (называемой иногда “портретной”) модели состоит в том, что она выглядит как модулируемая целостность. Примеры физической модели - уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому изделию, но при этом она стоит меньше настоящего.
Аналоговая модельпредставляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. График, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками, является аналоговой моделью.
В математической модели
, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример математической модели – формула Эйнштейна Е = mc².