Основные этапы стратегического планирования
Местной администрации в странах ЦВЕ/СНГ приходится сталкиваться с множеством препятствий при сборе данных экономического характера. Порой они не владеют механизмами сбора адекватных данных, не говоря уже об отсутствии самих данных. В других случаях источники статистической информации (например демографические или экономические данные) не имеют отношения к их городу, а метода, определяющего, какая именно информация соответствует истине, тоже нет. Для стран, стремящихся присоединиться к ЕС, стандартизация систем сбора данных и их согласование со стандартами ЕС будут иметь исключительное значение. Другие страны могут считать стандартизацию методом создания базы сопоставимых между собою региональных данных.
Опросы
Так как добывание дополнительных данных по регионам сопряжено с известными трудностями, приходится делать акцент на сборе первичных данных. Именно опросы могут помочь решению этой проблемы. В регионах опросы могут служить сбору данных о:
• субъектах экономической деятельности;
• имеющихся у них проблемах;
• ассортименте услуг для фирм.
Опрос следует проводить поэтапно. Во-первых, надо четко определить цель опроса. Так будет установлено, какая информация нас интересует, и то, как именно будут использоваться результаты опроса. Тем самым появится отправная точка для следующих шагов. Во-вторых, следует выбрать способ проведения зондажа. Это может быть телефонное интервью, личное интервью, опрос по почте или по факсу.
Опросы полезны еще и потому, что привлекают внимание сообщества и предпринимателей к проблемам МЭР, способствуя заодно росту знаний об этих проблемах. В регионах, где уровень такого рода знаний невысок, они становятся необходимым компонентом процесса разработки и реализации планов.
Несмотря на все трудности, органам местного самоуправления и субъектам экономического развития удается изыскивать способы сбора данных экономического, социального и иного характера.
Это значит, что в рамках сообщества можно найти партнеров, которые в состоянии помочь в сборе данных. В их роли могут выступать университеты, торговые палаты, местные ассоциации товаропроизводителей и специализированные социологические организации. Для органов местного самоуправления со скромными ресурсами найти таких партнеров - отличный способ удовлетворить свои потребности в необходимой информации.
Теперь перечислим те методы, которые помогают сбору и обработке данных.
Выявление сферы анализа. Как только область исследования определена, данные следует собирать исключительно для этой области.
Сбор информации должен быть максимально упрощен. Далеко не вся информация полезна для местного экономического развития. Поэтому следует избегать сбора слишком большого количества данных, чтобы они не стали избыточными.
Постоянный сбор и анализ информации. Очень важно актуализировать базу данных. Это помогает выявлять реализуемые экономические модели и правильно оценивать эффективность программ развития местной экономики. Для стран с переходной экономикой нередки ситуации, когда в границах одной территории реализуется сразу несколько моделей экономического развития, например либеральная и государственническая.
Информация должна быть релевантной и понятной тем, кто принимает решения. У них нет времени для изучения многостраничных трудов. Поэтому лучше представить краткую информацию, имеющую непосредственное отношение к делу.
SWOT-анализ
Как только данные собраны, SWOT-анализ становится пригодным для того, чтобы помочь сообществу осознать свои приоритеты, составить общую концепцию и развить стратегию, которой оно может следовать. Аббревиатура SWOT означает "сильные, слабые стороны, возможности и угрозы". Этот анализ способствует выявлению и оценке сравнительных преимуществ сообщества. SWOT-анализ - инструмент инвентаризации особых признаков продукта в классическом маркетинге.
Каждый раз, когда какая-нибудь фирма определяет, где ей разместиться, когда семья решает, куда ей переехать, или когда турист размышляет, что именно он хочет посетить, они обязательно учитывают сравнительные преимущества выбранного ими населенного пункта.
Сильные стороны сообщества - это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества и делают его привлекательным. Это его внутренние особенности, определяющие его лицо. Примерами сильных сторон могут служить географическая близость к вузам, большие льготы на проезд на транспорте, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы. Сильные стороны могут далее подразделяться на главные и ограниченные ценности.
Главные ценности - это те качества, которые составляют основу конкурентоспособного преимущества сообщества, например наличие порта. Это характеристики, которые сообществу не придется менять, но которые оно хочет довести до сведения экономических агентов.