Основные этапы стратегического планирования
Постановка целей местного развития является для руководителей органов местного самоуправления и местных сообществ в странах с переходной экономикой достаточно новым и сложным делом, прежде всего исходя из необходимости согласовывать цели органов местного самоуправления с целями субъектов местного развития.
В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных стратегий, а также проектов и программ экономического развития.
Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Учитывая уровень экономических потребностей в странах ЦВЕ/СНГ и отсутствие у них опыта в области экономического развития, краткосрочные планы приобретают особое значение. Во-первых, они показывают сообществу, что изменения на самом деле происходят, а это, в свою очередь, ведет к росту участия сообщества в них. Видя реальные подвижки, люди не могут оставаться безучастными. Во-вторых, успехи, достигнутые в короткие сроки, усиливают легитимность последующих изменений и инициатив. И наконец, опыт работы с малыми проектами пригодится при разработке экономической концепции общего характера.
Далее через цели определяются задачи. Задачи устанавливают стандарты показателей и выявляют те секторы, которые нуждаются в помощи. Чтобы быть эффективными, они должны быть выполнимыми и измеримыми.
Стратегии определяют способ достижения целей и задач стабильного экономического развития. Они объясняют, каким образом можно достичь цели, но не указывают ни этапов, ни сроков ее достижения. Бывают случаи, когда для достижения цели может понадобиться более чем одна стратегия. Хорошая стратегия всегда должна иметь реалистический характер и не ставить невыполнимых задач. Всего имеются три общих типа стратегий:
• организационные стратегии, определяющие пути организационного развития;
• программные стратегии, ориентированные на развитие, менеджмент и постановку/исполнение конкретных программ;
• функциональные стратегии, направленные на административные и вспомогательные нужды и призванные обеспечить эффективность и действенность группы.
Стратегии намечаются по завершении SWOT-анализа. Только после оценки местной экономики можно разработать правильную, с точки зрения реализации целей экономического развития, стратегию. Результаты SWOT-анализа помогают сделать это, а также наметить план действий.
Когда формирование спектра проектных идей завершено, пора переходить к выбору конкретной программы. Для этого надо исследовать их на предмет выполнимости. Исследования на предмет выполнимости предполагают проведение работ, цель которых - определить, реализуем ли данный проект, или выбрать оптимальное мнение по поводу этого проекта. Иными словами, речь идет о необходимости для самого сообщества решить, располагает ли оно ресурсами и политической поддержкой, чтобы развернуть этот проект.
Оценка выполнимости разбивается на две фазы. Сначала оцениваются и распределяются по приоритетам те предложения, которым предполагается следовать впредь. На этой, оценочной фазе программы следует учесть самые разные критерии, т.е. решить, помогает ли данная программа достичь цели, обладает ли сообщество необходимыми ресурсами и может ли оно реализовать эту программу. Применение названных критериев сократит список предложений, не посягая при этом ни на одну из возможностей. Заодно сообществу надо справиться с искушением педалировать в проектах те идеи, которые уже прошли обкатку в других местах. Опыт западных стран свидетельствует, что сообщества вообще склонны к повторному применению успешных программ и проектов без учета того, соответствуют ли они целям, стоящим перед сообществом. В случае, если программы не подчинены этим целям или разработаны на основе уже применявшейся программы, проблем, скорее всего, не избежать.
Вторая фаза представляет собой более углубленное исследование проекта на выполнимость с учетом его внедряемости, реального финансирования, рыночного обеспечения и т.д. Возникающие при этом альтернативы следует рассмотреть по следующим критериям:
• Соответствует ли проект приоритетам сообщества в смысле достижения поставленных перед ним целей и задач?
• Какое влияние он окажет на сообщество (создание новых рабочих мест, рост инвестиций, улучшение деловой атмосферы, появление новых компаний)?
• Выполним ли проект с экономической точки зрения, в том числе в сроки и по стоимости, принятые сообществом?
• Приемлем ли проект с социально-политических позиций?
• Осуществим ли он технически, так, чтобы это было по силам сообществу?
Чтобы проект был успешным, он должен удовлетворять всем этим критериям. Поэтому, как только релевантные проекты окажутся сведенными в рабочий список, надо заняться их "примеркой", т.е. сравнить и сопоставить между собой, чтобы выяснить, насколько они дополняют или противоречат друг другу.