Системы обеспечения рынка запасными частями.
Компания «John Deere», имеющая в Канаде центральный склад запасных частей и несколько региональных (в нашем случае это собственная сеть магазинов) с 1993г. применяет единую систему управления запасами «FLAN» на всех своих складах в стране. Одной из главных задач этой системы является координация связей между складами, при которой поставка заказанных дилерами запасных частей осуществляется с ближайших к ним региональных складов, даже если в момент заказа необходимые детали отсутствуют. В последнем случае компьютер регионального склада, получивший невыполнимый заказ, немедленно сообщает о нем по каналам связи центральному складу, где устанавливается, в каком из ближайших региональных складов имеются необходимые запчасти, и дается команда на отправку в адрес склада, к которому обратился дилер. Разработка и внедрение данной системы заняло у специалистов около трех лет. Преимущества этой системы очевидны: дилеры и магазины получают до 95% процентов необходимых запчастей с центрального склада в кратчайшие сроки, что позволяет содержать на своем складе не более одного месячного запаса запчастей.
Централизованное управление позволяет достигнуть оборачиваемости запасных частей на центральном складе не менее 10 раз в год. При номенклатуре в 50-150 тысяч наименований различной степени спроса, такую оборачиваемость считают вполне удовлетворительной. Заказы на пополнение запасов каждого склада в системе осуществляется главным вычислительным центром в автоматизированном режиме и направляется поставщикам, с компьютерами которых имеется взаимодействие.
Конкуренция заставила всех крупных поставщиков техники обзавестись такими мощными системами. Наличие данных мощных систем обеспечения автомобильными запасными частями на любых территориях позволяет без проблем ежегодно продвигать на рынок новые модели автомобилей. Увеличение наименований запасных частей в системе, уже работающей с десятками тысяч наименований, не представляет никаких сложностей, так как система является надежной опорой для освоение новых рынков. Именно так действуют все компании, осваивающие российский рынок. Если германские и французские компании поставляют запасные части российским дилерам прямо со своих центральных складов, то японские и американские компании используют для этого региональные склады в Европе. По мере освоения рынка и развития дилерской сети создаются региональные склады для обслуживания новых территорий, подключаясь к единым компьютерным системам поставщиков. В Москве уже существуют региональные склады «Меrcedes» и «Мitsubishi», в то время как ни у одной российской компании такой системы нет.
Российский рынок запасных частей, техники и сервиса в настоящее время переживает период быстрого развития. В ближайшее десятилетие ожидается увеличение парка автомашин в стране вдвое. Ввиду огромного дефицита услуг по ремонту, техническому обслуживанию и дополнительному оборудованию техники необходимо увеличение количества малых предприятий для заполнения этой ниши рынка. Во всех услугах участвуют запасные части и аксессуары к ним. Основная идея этой работы основана на построении алгоритма работы модульно-блочной системы, исключающей большое влияние специалистов на продуктивную работу организации в целом. ТПС должна работать «как автомат Калашникова», т.е. любой человек, нажавший на курок, выстрелит, при этом, не подозревая какие химические процессы и механические действия произойдут в механизме.
На основании своего десятилетнего опыта по снабжению и торговле автозапчастями я могу сказать, что произойдет конгломерация мелких дилеров автозапчастей в более крупные организации. Соответственно, при уменьшении затратной части на организационные вопросы, у этих фирм увеличится рынок сбыта и оборот товара, связанный с разорением более мелких фирм.
В настоящее время на Московском и региональном рынке работают несколько крупных компаний с разными условиями подхода к работе. Рассмотрим их более подробно.
- ООО «Техком»
21 Розничных магазинов г. Москва, дневная выручка 3 000 000 руб., процент торговой наценки - 50%. Оптовая торговля: дневная выручка 1 000 000 руб., процент наценки 15% . Ассортимент товара в магазинах от 15 000 ед. до 30 000 ед. Оптовый ассортимент составляет 15 000ед. Оптовый склад и магазины не объеденены в одно звено, директора магазинов могут закупать товар со стороны, при его отсутствии на оптовом складе. Единые поставщики (если одному магазину привезли деталь по более выгодной цене, то это становится достоянием других магазинов и оптового отдела). Торговля осуществляется по следующим видам автомашин: ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, МОСКВИЧ, ИЖ, КРАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, принимаются заказы на автозапчасти для иномарок. За прошедший год открылись 2 магазина. Свой транспорт по развозке и доставке автозапчастей.