Опыт американского государства в управлении социально-экономическими процессами.
Для перенимания опыта США в данной области будет нелишним отметить факт конструктивного диалога между Национальной академией наук – координирующего и ведущего органа американской научной деятельности - и американским правительством. Здесь особо важно отметить, что не правительство планирует научно-технический прогресс, определяет направление развития НИОКР, а самим ученым предоставляется выбрать приоритеты в их деятельности. Так, через неделю после второй инаугурации Б. Клинтона Национальная академия наук США представила вниманию американского правительства и общественности серию докладов под общим названием "Подготовка к XXI веку". Ведущие ученые Соединенных штатов изложили конкретную программу поддержания американского лидерства в сфере науки и технологии.
Как подчеркивается в одном из докладов, "федеральное правительство должно работать совместно с частным сектором для того, чтобы обеспечить Соединенным Штатам потенциал мирового класса в технологиях, которые обещают оказать огромное и постоянное воздействие на самые разнообразные сферы промышленного производства и Экономического развития".[10]
В качестве приоритетных изменений в сфере научно-технического прогресса Национальная академия наук требует отказаться от "фрагментарного подхода" и консолидировать федеральные ассигнования на НИОКР, разбросанные ныне по самым различным статьям бюджета, в отдельном разделе. Такой "всеобъемлющий подход к финансированию НИОКР на всех фазах бюджетного процесса", по мнению ученых, "позволит правительству перебрасывать средства на приоритетные направления и сокращать или закрывать проекты, ставшие менее важными".[11] Каждая программа при этом должна подвергаться анализу со стороны независимых экспертов, чтобы помешать бюрократической инертности, столь опасной для науки.
Опыт американского государства в сфере регулирования
социальных процессов.
Как уже отмечалось ранее, инвестирование в людей является одним из приоритетов экономической стратегии нынешнего правительства США.
Современная форма социального контракта, характерная для Соединенных Штатов, возникла в период "нового курса" президента Ф. Рузвельта в 30-е годы. Либеральная трактовка национальных приоритетов привела к тому, что с 60-х годов расходы на человеческие ресурсы стали возрастать. Если в 1995 г. на их долю приходилось меньше 20% федерального бюджета (3,3% ВВП), то через 20 лет – уже свыше половины бюджета и 11% ВВП, а в 1996 г. – две трети бюджета, или 13,7% ВВП[12] (более 21% ВВП с учетом расходов штатов и местных властей).
Система социальных расходов образовала прочную "страховочную сеть", защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 миллионов американских граждан регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых в 1997 году впервые превысил рубеж в 1 триллион долларов. Во второй половине 90-х годов уровень бедности в США достиг самой низкой отметки за всю историю.
Поскольку большинство социальных расходов имеет "защищенный", обязательный характер, возникла опасность того, что продолжение нынешних программ приведет после 2010 года к увеличению дефицита федерального бюджета до 10% ВВП, а к середине следующего века – до 25% ВВП. Согласно прогнозам, без реформы системы социального обеспечения расходы по социальному обеспечению к 2050 году могут подскочить до 6,9% ВВП, программе "Медикэр" – 8,1%, программе "Медикейд" – до 4,9%. В целом же при таком развитии событий федеральные расходы могли бы вырасти к 2050 году до 44% ВВП, в два с лишнем раза превысив доходы американского государства.[13]