Опыт американского государства в управлении социально-экономическими процессами.

Стоимость социального контракта оказалась слишком высокой. Именно этот фактор наряду с огромными расходами на гонку вооружений привел к тому, что к концу холодной войны бюджетный дефицит превысил 20% федеральных расходов, или 4% ВВП[14]. Даже для богатейшей Америки оказалось невозможным одновременно дать "и пушки, и масло".

Однако при Клинтоне сначала были значительно ограничены военные расходы, затем осуществлена и реформ расходов на социальное обеспечение, положившая предел их росту. Главный упор делается на переориентацию с программ помощи на повышение конкурентоспособности ее получателей на рынке труда. В 1997 году вступил в силу закон, предусматривающий обязательное участие реципиентов в трудовой деятельности (не менее 20 часов в неделю). Таким образом, в Америке начал своеобразным путем осуществляться принцип "кто не работает, тот не ест". В частности речь идет о повышение пенсионного возраста, увеличении взносов на пенсионное страхование, увеличение трудового стажа, необходимого для получения пенсии.

Во время "Великой депрессии" правительство взяло на себя такие функции, как создание рабочих мест в государственном секторе, квотирование производства и фиксирование цен. На правительство работает примерно 2 миллиона федеральных служащих (не считая военных). Однако государственная политика нацелена не на проведение общественных работ, а на увеличение занятости в частном секторе.

Опыт американского государства в сфере регулирования экономики.

Американское государство проводит эффективную промышленную политику, которая включает налоговые стимулы, государственное финансирование и меры административного контроля. Эта политика направлена на структурную перестройку и повышение эффективности производства. Ключевым институтом осуществления промышленной политики является федеральная контрактная система, своего рода американский "госзаказ".

Налоговые инструменты позволяют оказывать адресную поддержку приоритетным направлениям социального и экономического развития. Вместе с тем широкое распространение получила и такая форма государственного регулирования, как налоговые льготы – своего рода форма скрытых бюджетных расходов. В середине 90-х годов их размеры достигли примерно 1 трлн. долларов – около 60% официальных бюджетных расходов[15]. Например, льготы по ускоренной амортизации оборудования стимулируют научно-технический прогресс, а льготы по подоходному налогу обеспечивают дополнительные средства на образование, здравоохранение и социальное страхование, стимулируют деятельность благотворительных организаций и т.п. В перспективе предлагается установить также налоговые льготы для компаний, осуществляющих трудоустройство лиц, получающих социальную помощь.

Важным направлением государственной экономической политики уже довольно долго является антимонопольное регулирование. Государство обеспечивает такие правила игры на рынке, которые не допускают монополизации какой-либо отрасли. В этой связи обращают на себя внимание предпринятые администрацией Клинтона действия против монополистов в информационной сфере – компаний "Майкрософт" и "Интел". Кстати на данный момент в США сложилась интересная ситуация: информационная сфера и связь вкупе с финансовой системой и сферой услуг обогнали по темпам развития и по объему базовые отрасли – промышленность и сельское хозяйство.

Важная черта американской экономической модели – поддержка малого и среднего бизнеса. В середине 90-х годов в США с населением в 260 миллионов человек действовало 22 миллиона предприятий, 73% которых находились в индивидуальной собственности и лишь менее 20 % являлись корпорациями (еще около 7% по своей форме были "партнерствами").[16] Хотя корпорации уже давно играют роль локомотива американской экономики, именно малый бизнес позволяет стабильно развиваться экономике, прежде всего обеспечивая относительно высокий уровень занятости.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru