Развитие способов организации стратегического планирования на микроуровне.
Существенные изменения в развитии функций планирования произошли в американских, а вслед за этим и во многих японских и европейских корпорациях в 1970-1980 годах. Этот период часто именуют " бумом стратегического планирования". Фирмы приняли новую функцию – планирование, направленное не внутрь предприятия, а на внешнюю среду (концепция предприятия как "открытой" системы). Надо учитывать, что в американской практике, от японской или французской, на общегосударственном уровне не существует даже элементов национального прогнозирования или индикативного планирования экономики. Попытки внедрить такого рода функцию в 1973-1974 годах провалились. Поэтому никаких внешних ориентиров, кроме аналитических разработок специализированных прогностических и консалтинговых фирм, американские корпорации не имеют. В прошлом при относительной стабильности рынков, медленных изменениях техники и технологии, слабой международной конкуренции, американским фирмам гигантам как-то удавалось строить свою деятельность без обоснования и ясной формулировки средне- и долгосрочных стратегий. Однако послевоенный мир резко изменился, и неучет или невнимание к динамичной, сложной и неопределенной внешней среде, в которой оказались корпорации, многим из них могло стоить не только крупных финансовых потерь или утраченных возможностей, но и самого существования.
Вначале функция планирования развития фирмы во внешней среде приняла форму долгосрочного планирования, распространение которой на рубеже 1950-1960 годов совпало с бурным применением экономико-математических методов в планировании и управлении. Возможно поэтому, а также в связи с относительно медленной и слабой изменчивостью внешней среды, методы долгосрочного планирования основывались преимущественно на экстраполяции сложившихся в прошлом структурных характеристик и тенденций развития фирмы при внесении в модели оценок будущего. Согласно исследованиям, в 1958-1964 годы сложились некоторые плодотворные, используемые и сейчас, принципы формирования долгосрочных планов корпораций, в частности, принцип скользящего планирования, когда планы (обычно десятилетние) составлялись по принципу 1+9 лет, т.е. к периоду планирования в каждом годовом цикле прибавлялся один год, и корпорация постоянно имела прогностическую проработку своего развития на 10 лет вперед.
Среди основных достижений использования аналитических методов в американской практике обоснования корпоративных решений важнейшее место принадлежит идеям системного и ситуационного подходов и их реализации с использованием имитационного моделирования на ЭВМ.
Особенно важным в применении экономико-математических методов и моделей был поворот от решения внутрифирменных и внутризаводских проблем к исследованию проблем развития корпораций в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды. Об этом свидетельствует то, что и сегодня сферами наиболее интенсивного распространения методов системного анализа и имитационного моделирования в промышленных корпорациях являются различные аспекты стратегического и финансового планирования, прежде всего разработки маркетинговых и финансовых стратегий, стратегий в области ценообразования, инвестиций, приобретений или слияний и т.п.
Не случайно наиболее общими моделями корпоративного планирования того времени оказались комплексные модели построения финансовых планов, отражающие деятельность промышленной корпорации на основе количественного анализа ее финансовых потоков, а также аккумуляции и распределения денежных средств. При разработке этих финансовых моделей обычно преследовались две основные цели : 1) оценка альтернативных вариантов краткосрочных бюджетов корпорации; 2) разработка долгосрочных прогнозов влияния различных маркетинговых (в то время прежде всего производственно-сбытовых) стратегий фирмы на результаты ее финансово-хозяйственной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, резюмируя содержание данной работы, следует отметить, что не последнюю роль в становление новой России должен сыграть опыт других государств, и Соединенные Штаты Америки на одном из первых мест среди них. Нам есть чему поучиться у стран, уже прошедших этап развития, на котором находится современная Россия, или у тех стран, которые оказывались в сложной ситуации и имеют успешный опыт преодоления трудных моментов. Поэтому, идя по пути реформ, российскому правительству следует чаще ставить вопрос "а как у них?" при реорганизации отраслей государственной деятельности.