Развитие способов организации стратегического планирования на микроуровне.
В процессе развития рыночной экономики в России важную роль должна сыграть сфера планирования. И, как видно из основного содержания представленной работы, нам есть что позаимствовать из американской практики по данному вопросу как на макроуровне, так и на уровне отдельных финансово-промышленных структур. К моментам, которые можно использовать в России, следует отнести и организацию регулирования и планирования в сфере НИОКР, и черты организации социальных процессов – создание рабочих мест, различные программы социальной помощи, и грамотное создание бюджетов развития, а также отдельные аспекты управления корпорациями и фирмами.
Ко всему вышесказанному остается добавить лишь несколько строк. Программа реформ, начатая Михаилом Горбачевым и названная перестройкой, не смогла полностью справиться с системными экономическими проблемами, стоящими перед Советским Союзом. Если оглянуться назад, легко заметить, что перестройка соответствовала духу традиционных советских "кампаний", призванных добиться большей производительности в рамках той же плановой экономики. Она не стала общей программой организационных изменений типа тех, которые были приняты в Польше и Венгрии. Таким образом, в конце восьмидесятых годов советская экономика находилась в застое; по некоторым оценкам, темпы роста составляли всего лишь около 2% в год, а по другим, роста экономики не наблюдалось вовсе. В конце 1991 года сменивший Горбачева Борис Ельцин продолжил программу радикальных реформ, называемую некоторыми источниками "шоковой терапией", для перехода от плановой экономики к рыночной системе.
На данный момент, несмотря на наличие некоторых положительных сдвигов в экономике, общее состояние России оставляет желать лучшего. Причин тому множество, но об этом следовало думать заранее, прежде чем начинать структурные изменения. Наша сегодняшняя задача не ругать государство за прошлые неудачи и промахи, а думать о завтрашнем дне. Необходимо довести дело до конца, искать пути входа из неблагоприятной ситуации, решать нынешние проблемы. Хотя переход России от централизованного планирования к рынкам может продолжаться еще много лет и сопровождаться значительными трудностями, полная неудача экономических и политических реформ и возвращение к социализму кажутся маловероятными.
1976 г. |
1985 г. без реализации предложенной программы |
1985 г. при условии реализации предложенной программы | |
Потребление энергии по секторам | |||
Общая потребность1 в том числе: |
2702 |
3530 | |
жилищно-коммунальное хозяйство и торговля |
1008 |
1178 |
3383 |
нефть |
256 |
234 |
197 |
природный газ |
285 |
277 |
299 |
электроэнергия |
460 |
664 |
613 |
уголь |
7 |
3 |
3 |
промышленность |
1000 |
1563 |
1504 |
нефть |
234 |
511 |
292 |
природный газ |
321 |
329 |
329 |
электроэнергия |
307 |
526 |
518 |
уголь |
138 |
197 |
365 |
транспорт |
694 |
789 |
767 |
нефть |
672 |
774 |
745 |
природный газ |
22 |
15 |
22 |
производство электроэнергии2 |
768 |
1191 |
1132 |
нефть |
117 |
146 |
95 |
природный газ |
110 |
66 |
37 |
уголь |
358 |
599 |
606 |
ядерное горючее |
73 |
263 |
277 |
прочие источники |
110 |
117 |
117 |
Общее снабжение энергией | |||
Национальное производство |
2191 |
2709 |
2920 |
сырая нефть3 |
708 |
759 |
774 |
природный газ |
694 |
599 |
642 |
уголь |
577 |
891 |
1059 |
атомная энергия |
73 |
270 |
277 |
прочие источники |
139 |
190 |
168 |
Импорт/экспорт |
512 |
839 |
467 |
нефть |
533 |
839 |
511 |
природный газ |
37 |
88 |
44 |
уголь |
-58 |
-88 |
-88 |
Топливный баланс | |||
Нефть потребление |
1270 |
1664 |
1329 |
в том числе: добыто в стране3 |
737 |
825 |
818 |
импорт |
533 |
839 |
511 |
Природный газ потребление |
730 |
686 |
686 |
в том числе: добыто в стране |
694 |
599 |
642 |
импорт |
36 |
87 |
44 |
Уголь потребление |
496 |
796 |
971 |
в том числе: добыто в стране |
577 |
891 |
1058 |
экспорт |
58 |
88 |
88 |