Выгода приобретения оборудования по лизингу по сравнению с кредитом
1. Покупка автомобиля за счет собственных средств;
2. Покупка автомобиля в кредит;
3. Приобретение автомобиля через лизинг.
«Необходимость учета налогообложения лизингополучателя – это один из важных моментов проведения расчетов и сравнения. А ведь лизинг - является "налогово чувствительным" финансовым продуктом, и для компаний с одним "набором" уплачиваемых налогов лизинг приводит к одним последствиям, а для компаний, которые, например, вообще не платят налоги лизинг будет означать совсем другие расходы.
Для полноценного анализа необходимо точно знать, какие налоги уплачивает потенциальный лизингополучатель. В частности, платит ли он налог на имущество, НДС, налог на прибыль.
Предположим, что наш клиент является плательщиком всех этих налогов. Тогда вот какими будут последствия каждого из трех вариантов приобретения автомобиля:
Таблица 7
Пример сравнения приведенных денежных потоков
Полная стоимость |
Прямая покупка |
Покупка в кредит |
Лизинг |
ИТОГО |
-21 805.11 |
-28 083.29 |
-28 588.13 |
NPV |
-25 775.64 |
-24 682.98 |
-26 382.72 |
Самым "дешевым" вариантом приобретения предмета лизинга является тот, "текущее приведенное значение" которого минимально. Это вариант кредита. Лизинг дороже кредита примерно на 7%.
Сказанное совсем не означает, что лизинг всегда является дороже кредита. Но для заданной структуры лизинговой сделки, заданного автомобиля и заданного профиля клиента лизинг действительно менее выгоден, чем обсуждаемый кредит».[58]
Первая и самая главная проблема лизинга – непонимание потенциальными клиентами преимуществ механизма лизинга. Вторая, но не менее значимая проблема, – это отсутствие потенциальных клиентов. Чтобы воспользоваться преимуществами лизинга, основанными, прежде всего, на налоговых льготах, клиент должен легализовать свой бизнес и платить налоги.
Учитывая, что лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности, то при активном внедрении лизинга в силу присущих ему возможностей он может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного процесса, улучшения финансового состояния предприятий - лизингополучателей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.
Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую очередь потенциальному пользователю.
Можно выделить ряд причин, сдерживающих дальнейшее развитие лизинга в России:
Ø терминологические неопределенности и противоречия, в том числе между Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов;
Ø таможенные барьеры (объем таможенных налогов, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза/вывоза товаров);
Ø барьеры законодательства о валютном регулировании и валютном контроле (требование лицензирования отсрочки платежей на срок свыше 180 дней);
Ø неразвитость арбитражного процессуального Кодекса в отношении норм защиты прав собственности (практическая невозможность изъятия лизингового имущества при нарушении обязательств Лизингополучателем);
Ø искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве, что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;
Ø недостаточно высокий спрос на предложения о лизинге;
Ø ухудшение условий для окупаемости инвестиционных проектов (сокращение прибыли и фондов амортизации предприятий - главных источников лизинговых платежей);
Ø слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, предусматривающий выделение бюджета развития, во многих отношениях не исполняются).