Определение потребности предприятий в оборотных средствах
Транспортный запас в днях определяется как разность между количеством дней пробега груза и количеством дней движения и оплаты документов на этот груз.
Подготовительный запас предусматривается в связи с затратами на приемку, разгрузку и складирование сырья. Он определяется на основе установленных норм или фактически затраченного времени.
Технологический запас учитывается лишь по тем видам сырья и материалов, по которым в соответствии с технологией производства необходима предварительная подготовка производства (сушка, выдержка сырья, разогрев, отстой и другие подготовительные операции). Его величина рассчитывается по установленным технологическим нормам.
Текущий складской запас призван обеспечить бесперебойность процесса производства между поставками материалов, поэтому в промышленности он является основным. Величина складского запаса зависит от частоты и равномерности поставок, а также периодичности запуска сырья и материалов в производство.
Основой для исчисления текущего складского запаса служит средняя длительность интервала между двумя смежными поставками данного вида сырья и материалов. Длительность интервала между поставками определяется на основе договоров, нарядов, графиков или исходя из фактических данных за истекший период. В тех случаях, когда данный вид сырья и материалов поступает от нескольких поставщиков, норма текущего складского запаса принимается в размере 50% от интервала поставки. На предприятиях, у которых сырье поступает от одного поставщика и ограничено число применяемых видов материальных ценностей, норма складского запаса может приниматься в размере 100% интервала поставки.
Страховой запас создается в качестве резерва, гарантирующего бесперебойный процесс производства в случае нарушения договорных условий поставок материалов (некомплектности полученной партии, нарушения сроков поставки, ненадлежащего качества полученных материалов).
Величина страхового запаса принимается, как правило, в пределах до 50% текущего складского запаса. Она может быть и более, если предприятие находится вдали от поставщиков и транспортных путей, если периодически потребляются уникальные, повышенного качества материалы.
Таким образом, общая норма запаса в днях на сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты в целом складывается из пяти перечисленных запасов.
Норматив оборотных средств на вспомогательные материалы устанавливается по двум основным группам. К первой группе относятся материалы, расходуемые регулярно и в больших количествах. Норматив рассчитывается так же, как на сырье и основные материалы. Во вторую группу включаются вспомогательные материалы, используемые в производстве редко и в незначительных объемах. Норматив исчисляется аналитическим методом на основе данных за предыдущие годы.
Общий норматив оборотных средств на вспомогательные материалы представляет собой сумму нормативов обеих групп.
Норматив оборотных средств на топливо исчисляется так же, как на сырье и материалы. Не рассчитывается норматив на газообразное топливо и электроэнергию. При исчислении расхода топлива учитывается потребность в топливе для производственных и непроизводственных нужд. Для производственных нужд потребность определяется исходя из производственной программы и норм расхода на единицу продукции по цехам; для непроизводственных — на основе объема выполняемых работ.
Норма оборотных средств по таре определяется в зависимости от способа ее заготовки и хранения. Поэтому методы расчета по таре в разных отраслях неодинаковы.