Анализ работы транспортного отдела предприятия по доставке продукции потребителям.
На предприятии сложилась система покупки топлива для автомашин за наличный расчет водителями. Среди путей снижения затрат на топливо важным является переход на систему оплаты топлива по безналичному расчету (пластиковые карты), что позволяет снизить затраты на топливо и повысить контроль за расходами водителей. Например, компания «Славнефть - Ярославльнефтеоргсинтез» предоставляет скидку 5% при заправке по пластиковым картам. В феврале 2003 года предприятие заключило договор на частичное обслуживание автомобилей предприятия по пластиковым картам с компанией «Славнефть».
Доставка продукции оптовикам и торговым агентам в Северо-западный регион (Архангельская область) осуществляется транспортом предприятия (крупнотоннажные автомобили (7-20 тонн) ЗИЛ, МАЗ). При этом оптовые посредники оплачивают транспортные расходы (в один конец), а доставка продукции торговым агентам осуществляется за счет предприятия.
Обратно автомашины следуют порожние. Как вариант использования автотранспорта при возвращении из Архангельской области можно предложить:
· Приобретение гофротары и крафт-пакетов на Котласском ЦБК (в настоящее время начаты переговоры с руководством комбината о сотрудничестве);
· Предоставление транспортных услуг сторонним организациям заинтересованным в доставке продукции (или сырья) из Архангельской области.
Анализирую таблицу 4, мы видим, что на балансе предприятия числится 5 автомашин, не используемых в эксплуатации (восстановлению не подлежат) и подлежащих списанию. С этого транспорта предприятие уплачивает налог на имущество организаций (2% от балансовой стоимости имущества) и транспортный налог (7 руб/1 л/с при мощности автомашины от 100 до 150 л/с). Однако продать данный автотранспорт предприятие может только в порядке Конкурсного производства, через оценку и выставление на торги (на списание автотранспорт подать возможно при отсутствии балансовой стоимости).
Проведем анализ рабочего дня водителей автотранспортного отдела предприятия. Итоги «фотографии» рабочего дня водителей за месяц представлены в таблице 14.
Итоги «фотографии» рабочего времени водителей.
Таблица 14.
Водители грузовых машин (часы / %) | |
Работа за рулем |
88 (50%) |
Ремонт и ТО |
11 (6,25%) |
Ожидание работы |
77 (43,7%) |
Итого |
176 (100%) |
Как видно из представленной таблицы, 43,7 % рабочего времени водителей занимает ожидание работы. Учитывая, что ежедневно в доставке продукции по городу и оптовикам в городе (в среднем за месяц) используется 4 автомобиля (без учета 5 крупнотоннажных автомобилей) из 14 автомобилей задействованных в службе сбыта, ежедневно простаивают 5 автомашин (35,7%) и соответствующее число водителей. Схема закрепление за 1 единицей автотранспорта 1 водителя для предприятия не эффективна, учитывая небольшие объемы отгрузки. В тоже время простои оплачиваются как работа, причем составляющая заработной платы играет большую роль в общих затратах предприятия. Руководству предложена схема частичного закрепления 1 водителя за 2 единицами автотранспорта с целью повышения эффективности использования рабочего времени водителей. Ожидаемое повышение эффективности использования рабочего времени составляет 30-40%.