Обзор рынка информационных технологий в управлении
Упомянутые выше фирмы, бизнес которых сосредоточен на разработке, внедрении и сопровождении систем комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, и послужили информационной базой проведенного исследования.
По их мнению, рынок программного обеспечения комплексной автоматизации деятельности предприятий заметно набирает обороты. Средние темпы прироста оборота этих компаний в 1999 г. по сравнению с 1998 г. составил – 66%, а только за первую половину 2000 г. по сравнению с прошлым годом около уже 30%. При этом необходимо упомянуть, что, как правило, наибольшая активность приходится на второе полугодие.
Заметным становится прирост филиальной сети и сети представительств российских компаний в регионах – 47% за первое полугодие по сравнению с 2001 г. Этот показатель по своим темпам опережает прирост персонала российских разработчиков (32%) и числа новых клиентов (41%).
Происходят качественные изменения и в структуре их доходной части. На середину 2000 г обобщенные данные выглядят следующим образом [1]:
· Продажа лицензий на разрабатываемое программное обеспечение 20%
· Продажа лицензий на сопутствующее программное обеспечение 2%
· Продажа и поставки компьютерной техники 7%
· Услуги по внедрению программного обеспечения 18%
· Услуги по наладке и внедрению компьютерных сетей 18%
· Обучение 18%
· Сопровождение внедренного программного обеспечения 18%
Наибольшее влияние на рынок корпоративных систем по оценкам опрошенных разработчиков, начинают оказывать:
· Внедрение программного обеспечения – свыше 85%;
· Сопровождение внедренного программного обеспечения – свыше 70%;
· Обучение персонала предприятий – свыше 65%.
Становится высоким удельный вес тех, для кого продажа и поставка компьютерной техники теряет свою привлекательность
Свои коррективы в формы развития бизнеса российских разработчиков систем комплексной автоматизации предприятий вносят и другие изменения рыночной конъюнктуры, в частности:
* свыше 80% опрошенных компаний говорят о заметном росте покупательской активности российских предприятий;
* практически все разработчики (около 95%) отмечают возрастающие требования заказчиков к функциональным и технологическим характеристикам систем автоматизации, определенных гарантий надежности самих фирм и их решений;
* подавляющее большинство опрошенных подчеркивают необходимость активного расширения услуг по внедрению и сопровождению программного обеспечения;
* свыше 85% отмечают возрастающую роль высшего управленческого звена в проектах комплексной автоматизации;
* для 65% опрошенных заметное влияние продолжают оказывать масштабные рекламные кампании, а 17% отмечают падение роли таких мероприятий.
Становится очевидным, что российские компании стараются использовать не только технологические достижения в сфере разработки новых продуктов, но и уделяют внимание проблемам эффективности всего процесса автоматизации, качества предоставляемых услуг. Качество становится для них экономической категорией. Повышенное внимание к этой проблеме вызвано быстрым ростом персонала российских разработчиков программного обеспечения, усложнением управленческой структуры организации, специфичностью и наукоемкостью этого вида бизнеса.
«Подход к управлению компанией через управление качеством продукции и услуг» - такой принцип избрала корпорация «Парус» в качестве основы своего дальнейшего развития. Это решение подкреплено данными аналитической службы корпорации, согласно которым цена ошибки оказывается весьма высокой:
· стоимость исправления одной ошибки приводит к затратам корпорации ориентировочно в 32 тыс долларов США;
· около 57% новых клиентов приходит по рекомендациям «старых» клиентов, а один отрицательный отзыв доходит в среднем до 11 адресов;
· работать с новым клиентом в пять раз дороже, чем со «старым».
Заметным явлением на российском рынке становится и стратегическое партнерство тех, кто совсем недавно считал друг друга конкурентами. Цель - максимально использовать возможности объединения для расширения спектра предоставляемых услуг.
Например, стратегическое партнерство корпорации «Парус» с консультационной компанией «РОЭЛ Консалтинг» позволяет им предлагать клиентам широкий спектр услуг, начиная от стратегического планирования, построения оптимальных организационных структур до ввода в эксплуатацию и дальнейшим сопровождением системы «Парус».