Обзор рынка информационных технологий в управлении
Но в отличие от них, где процессы автоматизации протекали эволюционно, в России с высокой вероятностью можно ожидать быстрый рост применения наиболее передовых и эффективных программно-технологических решений. Основной движущей силой этих процессов должен стать тот высокий научно-технический потенциал, накопленный Россией за предыдущие годы. Сдерживающими факторами роста останутся недостаточные финансовые возможности многих предприятий и трудности в перестройке их организационных, финансовых и хозяйственных процессов.
Отечественные разработки будут развиваться в сторону адаптированных отраслевых решений.
Большинство из опрошенных фирм намерены в будущем закрепить и расширить свое присутствие на приоритетных для них сегментах рынка. Тем не менее, есть тенденции и ухода, в частности, из сферы нефтедобычи и нефтепереработки планируют уход 17%, а из сферы оптовой и розничной торговли - свыше 50% опрошенных.
Заметными темпами будет расти внимание разработчиков к организации внутренних систем качества как к важнейшей составляющей в конкурентной борьбе за Заказчика.
И самое главное, что в ближайшей перспективе ожидает рынок - это возрастание степени подготовленности самих предприятий к процессам технологического перевооружения, прошедших или завершающих этап простой автоматизации.
Сравнение западный системы SAP R/3 и российского продукта Парус-Корпорация.
К преимуществам западных систем, таких как SAP R/3:
1. Очень мощная, зарекомендовавшая себя во всем мире система, длительное время эксплуатируемая на тысячах крупных и крупнейших компаний.
2. Полностью удовлетворяет международным стандартам управления и финансовой отчетности.
3. Содержит подсистемы для автоматизации всех основных процессов: производства, сбыта, снабжения, финансов, персонала и др.
4. Все подсистемы работают в реальном масштабе времени и взаимоувязаны между собой.
В то же время имеется ряд недостатков, связанных с использованием системы на российском рынке:
1. Для нормальной эксплуатации системы R/3 необходима как высоко формализованная и стабильная внешняя среда (правительство, налоги, условия рынка), так и внутренние бизнес-процессы предприятия.
2. Невозможность приспособления системы под существующие на предприятии учетные и управленческие процедуры; необходимость коренной реорганизации бизнес-процессов предприятия под общепринятые международные стандарты управления и учета.
3. Это изначально западный продукт, впоследствии адаптированный к российским условиям, то есть приспособленный к условиям, для которых он изначально не предназначался, что дополнительно усложняет его использование.
4. Высокая стоимость самой системы (на основании данных по проведенным инсталляциям программного обеспечения R/3 в России - стоимость базового модуля, включающего в себя синтетический бухгалтерский учет, Главную книгу, консолидацию данных бухгалтерского учета подразделений, составляет от 350.000 до 450.000 долларов США).
5. Необходимость длительных работ по настройке системы под конкретное предприятие, а также по внедрению системы (внедрение даже отдельных подсистем может длиться свыше года).
6. Для реализации проекта на таком крупном промышленном предприятии как Ковдорский ГОК фирма-исполнитель должна будет привлечь значительное количество высококвалифицированных консультантов. В настоящий момент российские дилеры SAP не обладают достаточным количеством консультантов для одновременного выполнения нескольких проектов, что дает основание сделать вывод об их недостаточном практическом опыте по внедрению системы R/3 на российском рынке.
7. В случае формирования группы исполнителей из высококвалифицированного персонала консалтинговых фирм "Большой пятёрки" стоимость услуг возрастает в 2 и более раз. По западным оценкам, на каждый доллар купленного программного обеспечения приходится 5-6 долларов услуг по его настройке и внедрению консультантами фирм "Большой пятёрки". Крайне высокая стоимость таких услуг определяется стандартами западных расценок на аудиторские и консалтинговые услуги.
8. Высокая сложность систем, требующая квалифицированного персонала на всех участках ее применения, что повлечет за собой большие финансовые затраты на набор нового персонала либо на обучение имеющегося.