Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия
Таблица 2.
Рекомендуемая структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания
Форма товарной специализации магазинов |
Торговая площадь |
Площадь для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже |
Площадь подсобных помещений |
Площадь административно-бытовых и технических помещений |
Итого, % | |
всего |
В т.ч. торгового зала | |||||
Продовольственные Универмаги "Товары для детей" "Товары для молодежи" "Товары для женщин" "Товары для мужчин" "Товары для дома" "Галантерея |
60 54 58 60 61 61 57 63 |
55 56 56 58 59 59 55 61 |
25 31 27 25 24 24 28 23 |
8 9 9 9 9 9 9 8 |
6 6 6 6 6 6 6 6 |
100 100 100 100 100 100 100 100 |
Рассматривая рекомендации, изложенные в таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу продажи. Как правило, в непродовольственных магазинах основная масса товарных запасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в торговый зал. Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров доля запасов, находящихся в торговом зале составляет 20-25%, то в магазинах самообслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для существенного распределения площадей между торговым залом и складским помещением. За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%
В связи с этим, можно сделать вывод, что торговые фирмы должны ориентироваться на повышение доли торговой площади магазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, в первую очередь за счет сокращения площади других помещений, примыкающих непосредственно к торговому залу.
По своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на такие основные зоны: площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров; площадь, занимаемая узлами расчетов; площадь проходов для покупателей.
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования: линейная с продольным размещением оборудования; линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная. [24]