Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия
По нашему мнению, наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования, т.к. она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. К тому же, варьируя длину линий, можно регулировать концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м., по нашему мнению целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13-24 м. наиболее эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах, где ширина торгового зала превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение.
Так же при размещении оборудования в торговом зале следует обратить внимание на необходимость обеспечения рациональной направленности покупательских потоков, т.к. для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки.[19]
Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставлять свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
Для определения общей эффективности технологической планировки торгового зала применяют следующие показатели:
1. Коэффициент установочной площади. Он представляет собой отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади торгового зала.
2. Коэффициент демонстрационной площади. Он определяется как отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
В зависимости от размера площади торгового зала и форм товарной специализации рекомендуются следующие примерные показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади для магазинов розничной торговли.
Таблица 3.
Показатели коэффициентов установочной и демонстрационной площади в магазинах
Площадь, м2 |
Коэффициент установочной площади |
Коэффициент демонстрационной площади | |||||
Продовольственных товаров |
одежды |
обуви |
галантереи |
Товары для детей, молодежи, женщин, мужчин | |||
До 100 101-150 251-650 651-1500 свыше1500 |
0, 32 0, 31 0, 30 0, 29 0, 27 |
0, 76 0, 75 0, 73 0, 72 0, 70 |
0, 66 0, 63 0, 60 0, 57 - |
0, 80 0, 76 0, 73 0, 70 - |
0, 90 0, 88 0, 85 0, 80 - |
0, 75 0, 74 0, 72 0, 70 0, 68 | |
В среднем |
0, 30 |
0, 75 |
0, 60 |
0, 74 |
0, 86 |
0, 70 |