Организация и планирование работы участка медеплавильного цеха
Планирование является одной из важных форм хозяйствования. Планирование
– умение предвидеть цели предприятия, результат его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: по степени охвата; по содержанию планирования в аспекте предпринимательской политики (стратегическое – в связи с поиском новых возможностей и продуктов; тактическое – создание предпосылок для известных возможностей и продуктов; оперативное – реализация данной возможности); по предмету планирования (целевое, планирование средств, программное, планирование действий); по сфере функционирования (по сбыту, по персоналу и т. п.); по срокам, с точки зрения организационных структур. Планирование представляется в виде последовательных взаимосвязанных шагов по преодолению соответствующих проблем и состоит из поиска, анализа, синтеза, измерений, прогнозирования, оценки, обсуждения, сравнения и выбора.
Каждое предприятие должно соблюдать такие принципы планирования
: полнота планирования, детализация, точность, непрерывность, эластичность и гибкость.
В качестве критерия эффективности планирования выступает его полезность – вклад в эффективность оценивается по предлагаемому улучшению качества принимаемых решений или по затратам на планирование (зарплата соответствующих категорий работников и др.).
Функциональные критерии планирования – уменьшение сложности, стимулирование и мотивация действий, функции обеспечения безопасности управления (конкуренты), функции оптимизации, координации и интеграции, контроля, воспитательный эффект и функция обучения.
Сущность планирования
в условиях рынка состоит в научной постановке целей предстоящего планирования и применении средств их реального достижения. Успех планирования зависит от понимания того, что было в прошлом и есть в настоящем. Поэтому одна из граней планирования - это анализ предыдущих и текущих событий, которые являются либо частью деятельности предприятия, либо влияют на нее.
Цель при планировании
имеет свою структуру, и поэтом каждое подразделение предприятия должно решать свои задачи. Предприятие в целом должно идти к поставленным целям.
После постановки цели, вырабатывается программа ее достижения. В программе предусматривается увязка целей развития с ресурсами, обеспечение определенных пропорций между показателями.
План является стратегией фирмы, а конкретные меры по его осуществлению (заключение договоров с поставщиками, транспортными предприятиями и тд.) выступают её тактикой.
Во многих западных странах и фирмах получило развитие непрерывное планирование, при котором ежегодно конкретизируют планы предстоящего года и уточняются показатели на следующие два года. В результате фирмы постоянно имеют перспективный план и последовательно добиваются повышения его обоснованности. Такой подход к планированию должен стать правилом для всех хозяйствующих субъектов.
Опыт планирования в нашей стране и странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что планирование дает очень много выгод:
· Поощряет руководителей и специалистов постоянно мыслить перспективно;
· В процессе разработки и выполнения планов осуществляет четкую координацию предпринимаемых предприятием усилий;
· Заставляет предприятия четко определять свои задачи и устанавливать показатели деятельности для последующего контроля;
· Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
· Способствует более рациональному распределению ресурсов;
· Подготавливает предприятия к внезапным переменам и наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.
Именно в процессе планирования руководители предприятия должны уяснить, каких целей они хотят добиться в будущем и где, когда, как и для кого, предприятие собирается производить и реализовать продукцию.
Виды планирования
:
1. Текущее планирование, – в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. Этот план охватывает производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые ресурсы.
2. оперативное планирование – детальная разработка плана по решению конкретных вопросов деятельности предприятия в текущих декаде, месяце, квартале. Этот план имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется использованием различных приемов и методов при его обосновании.
3. Долгосрочное планирование – разрабатывается на 10-15 лет, нацелены на решение многих стратегических направлений деятельности предприятия.
4. Бизнес-планирование – это программа осуществления бизнес операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Этот план развития предприятия разрабатывается при освоении новых сфер деятельности предприятия, создании новых видов бизнеса. Важную роль это планирование может выполнить при решении вопросов выхода из кризиса неплатежей.
- Что такое основные фонды, их назначение и классификация.
- Как и почему проводится переоценка основных фондов.
- Показатели, используемые для контроля за эффективностью использования основных фондов.
- Показатели, используемые для контроля за эффективностью использования оборудования.
- Явочная, списочная и среднесписочная численность. Цель расчета численности рабочих. Формулы для расчета численности и пояснение к ним.
- Что такое заработная плата. Принципы оплаты труда в современных условиях.
- Понятие и состав основной и дополнительной заработной платы рабочих.
- Роль работников административно-управленческого персонала.
- Что такое себестоимость.
- Расчет экономической эффективности мероприятия по новой технике, технологии.