Организация и планирование работы участка медеплавильного цеха

Планирование является одной из важных форм хозяйствования. Планирование

– умение предвидеть цели предприятия, результат его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям: по степени охвата; по содержанию планирования в аспекте предпринимательской политики (стратегическое – в связи с поиском новых возможностей и продуктов; тактическое – создание предпосылок для известных возможностей и продуктов; оперативное – реализация данной возможности); по предмету планирования (целевое, планирование средств, программное, планирование действий); по сфере функционирования (по сбыту, по персоналу и т. п.); по срокам, с точки зрения организационных структур. Планирование представляется в виде последовательных взаимосвязанных шагов по преодолению соответствующих проблем и состоит из поиска, анализа, синтеза, измерений, прогнозирования, оценки, обсуждения, сравнения и выбора.

Каждое предприятие должно соблюдать такие принципы планирования

: полнота планирования, детализация, точность, непрерывность, эластичность и гибкость.

В качестве критерия эффективности планирования выступает его полезность – вклад в эффективность оценивается по предлагаемому улучшению качества принимаемых решений или по затратам на планирование (зарплата соответствующих категорий работников и др.).

Функциональные критерии планирования – уменьшение сложности, стимулирование и мотивация действий, функции обеспечения безопасности управления (конкуренты), функции оптимизации, координации и интеграции, контроля, воспитательный эффект и функция обучения.

Сущность планирования

в условиях рынка состоит в научной постановке целей предстоящего планирования и применении средств их реального достижения. Успех планирования зависит от понимания того, что было в прошлом и есть в настоящем. Поэтому одна из граней планирования - это анализ предыдущих и текущих событий, которые являются либо частью деятельности предприятия, либо влияют на нее.

Цель при планировании

имеет свою структуру, и поэтом каждое подразделение предприятия должно решать свои задачи. Предприятие в целом должно идти к поставленным целям.

После постановки цели, вырабатывается программа ее достижения. В программе предусматривается увязка целей развития с ресурсами, обеспечение определенных пропорций между показателями.

План является стратегией фирмы, а конкретные меры по его осуществлению (заключение договоров с поставщиками, транспортными предприятиями и тд.) выступают её тактикой.

Во многих западных странах и фирмах получило развитие непрерывное планирование, при котором ежегодно конкретизируют планы предстоящего года и уточняются показатели на следующие два года. В результате фирмы постоянно имеют перспективный план и последовательно добиваются повышения его обоснованности. Такой подход к планированию должен стать правилом для всех хозяйствующих субъектов.

Опыт планирования в нашей стране и странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что планирование дает очень много выгод:

· Поощряет руководителей и специалистов постоянно мыслить перспективно;

· В процессе разработки и выполнения планов осуществляет четкую координацию предпринимаемых предприятием усилий;

· Заставляет предприятия четко определять свои задачи и устанавливать показатели деятельности для последующего контроля;

· Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

· Способствует более рациональному распределению ресурсов;

· Подготавливает предприятия к внезапным переменам и наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей должностных лиц.

Именно в процессе планирования руководители предприятия должны уяснить, каких целей они хотят добиться в будущем и где, когда, как и для кого, предприятие собирается производить и реализовать продукцию.

Виды планирования

:

1. Текущее планирование, – в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. Этот план охватывает производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые ресурсы.

2. оперативное планирование – детальная разработка плана по решению конкретных вопросов деятельности предприятия в текущих декаде, месяце, квартале. Этот план имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется использованием различных приемов и методов при его обосновании.

3. Долгосрочное планирование – разрабатывается на 10-15 лет, нацелены на решение многих стратегических направлений деятельности предприятия.

4. Бизнес-планирование – это программа осуществления бизнес операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Этот план развития предприятия разрабатывается при освоении новых сфер деятельности предприятия, создании новых видов бизнеса. Важную роль это планирование может выполнить при решении вопросов выхода из кризиса неплатежей.

    Риск в менеджменте   www.finlabel.ru