Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики
Существующая в странах СНГ территориальная структура национальных статистических служб досталась в наследство от бывшего Советского Союза и отражала потребности централизованного планирования в условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в процессе совершенствования структуры государственного управления и полностью отражала административно-территориальное деление страны,
В развитых странах официальная статистика стала необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Такая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в специальном документе Статистической комиссия ООН, принятом единогласно на специальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.
В странах переходного периода реформирование официальной статистики также сопровождается повышением ее роли в информационном обеспечении потребностей общества, что наряду с другими внешними и внутренними факторами приводят к соответствующим институциональным преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на территориальном уровне.
В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территориальных органах статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике и анализу - численность руководящих работников и специалистов, занятых экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы. Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориальных органов статистики.
В 1995 году происходит коренная реорганизация структуры государственной статистики. Аппарат управления территориальных органов статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением теряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278 единиц), а его Головной вычислительный центр упраздняется.
Практика показала, что эта реорганизация системы государственной статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку на областной уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять несвойственные для государственных органов функции, что приводило к ухудшению качества работы по координации статистической деятельности в стране, организации работ по совершенствованию государственной статистики и анализу данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие сокращения центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года заново образовать Информационно-вычислительный центр.
На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и Астана) составила соответственно 1882 руководящих работников и специалистов по обработке данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля после сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.
Средняя численность персонала областных (городов Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с младшим обслуживающим персоналом).