Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики
Следует ожидать, что для 15-миллионного населения Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора - ухудшения отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора статистических данных.
В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет необходимость укрепления этих служб.
Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль и организационную структуру территориальных статистических служб. Помимо республиканского бюджета, все большую долю будет занимать в общем объеме финансирования оплата работ по проведению специальных региональных обследований за счет местных бюджетов, а также финансирование за счет удовлетворения информационных потребностей исполнительных местных органов власти, предпринимательских структур и общественности.
В конечном итоге, при, возможно, не сократившемся или незначительно увеличившемся персонале, к 2005 году структура территориальных статистических служб может радикально измениться.
Численность персонала местных подразделений территориальных статистических служб в районах и городах областного подчинения, по-видимому, увеличится, что будет связано с необходимостью проведения большего объема работ с респондентами, в частности, с резко увеличившимся числом субъектов малого бизнеса, и информационным обслуживанием потребителей информации.
В центральных офисах территориальных статистических служб увеличится удельный вес подразделений, связанных с функционированием новых информационных технологий, ведением регистров и реестров, региональной статистики и обслуживанием потребителей статистической информации. В то же время техническое перевооружение региональных статистических служб и внедрение новых информационных технологий будет ограничивать рост персонала территориальных статистических органов в целом.
Перенос тяжести реформ с республиканского уровня на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных статистических служб. Поэтому сокращение численности персонала, связанное с переходом на новые методы статистического наблюдения, новые информационные технологии сбора и обработки данных, будет сопровождаться его увеличением для целей информационного обеспечения исполнительных местных органов [7,8].