Совершенствование региональной структуры государственных органов статистики

- она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы на всех уровнях тре­буемой статистической информацией. Необходи­мость в этом связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного управ­ления в реализации республиканских и региональ­ных программ.

Миссия государственных территориальных статис­тических служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в регио­не, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении потребностей местных органов вла­сти, деловых кругов и общественности в объектив­ной статистической информации.

Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль государственных терри­ториальных статистических служб для местных ор­ганов государственного управления будет особен­но значима. Это связано с тем, что Правитель­ство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило к претворению в жизнь дол­госрочной «Стратегии 2030: процветание, безо­пасность и улучшение благосостояния всех казах­станцев». В целях реализации трехлетних планов на уров­не республики и регионов предусматривается осу­ществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов, формирование единого информационно­го пространства государственного управления. Яд­ром единых информационных ресурсов должна стать государственная статистика.

В перспективе различные факторы по-разному бу­дут влиять на роль государственных территориаль­ных статистических служб. В конечном итоге их структура может радикально измениться. Все фак­торы можно разбить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

- техническое оснащение и переоснащение терри­ториальных статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления данных;

- переход к выборочным методам статистического наблюдения;

- перераспределение функций между статистичес­кими службами разных уровней.

К внешним факторам относятся следующие:

- повышение роли исполнительных местных орга­нов государственного управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в оперативном получении объективной статисти­ческой информации;

- резкое увеличение числа объектов статистичес­кого наблюдения в связи с развитием предпри­нимательства, в особенности малого;

- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и IBM XT и AT были маломощными, а их коли­чество было явно недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов обрабатывался с исполь­зованием специальных разработочных таблиц на обычных настольных калькуляторах.

Первый этап технического переоснащения го­сударственных органов статистики был осуществ­лен в рамках полученного во втором полугодии 1998 года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в 1999 году получить средства вычислительной техники и рас­ширить локальную вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключени­ем практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех территориальных статистических органах. В текущем году заверша­ется техническое переоснащение Агентства по ста­тистике за счет средств этого займа на оставшую­ся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.

Были внедрены новые информационные техно­логии: «клиент-сервер», Интернет и Интранет. Ос­ваиваются передовые технологии доступа к базам данных, интеллектуального анализа данных, орга­низации сети передачи данных в звене «район-область».

Однако техническая оснащенность государствен­ной статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность компьютерами приближается к полной. На област­ном уровне она составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки статистической ин­формации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях даль­нейшего развития технической базы государствен­ной статистики подготовлен проект по второму эта­пу технического и программно-технологического перевооружения государственной статистики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru