Опыт и проблемы планирования.

Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что про­ведение реформ основывалось на программно-целевом планировании и при этом уделялось дол­жное внимание всем видам планов - от стратеги­ческих до текущих.

Планирование всегда было важным аспектом статистической деятельности. Однако, в условиях плановой экономики долгосрочное и текущее пла­нирование осуществлялось централизованно в Москве. Поэтому Казахстан до приобретения неза­висимости не имел надлежащего опыта самостоя­тельной разработки долгосрочных стратегических программ и текущих планов в области статистики.

Одной из первых задач, которую поставили пе­ред собой статистики независимого Казахстана, стала разработка долгосрочной Программы совершенство­вания статистики. Курс на рыночные преобразова­ния экономики требовал адекватных преобразова­ний во всех сферах. Первые контакты с зарубеж­ными коллегами и беглое знакомство с принятой там системой статистики показали, что перед нами стоят сложные и масштабные задачи, для решения которых требуются годы целенаправленной работы.

Сегодня в Казахстане накоплен определенный опыт планирования статистической деятельности. В настоящее время в республике осуществляется уже третья Программа совершенствования государствен­ной статистики. Поэтому не только итоги выполне­ния Программ, но и опыт их разработки, а также опыт совершенствования системы планирования в целом может быть интересен для всех, кто интере­суется статистикой.

При разработке многолетних программ Статагентство руководствовалось общепринятыми прин­ципами планирования. Исходя из текущих условий и прогнозов по кадровому и финансовому обеспе­чению статистики, определялась генеральная цель, и формулировались задачи, которые необходимо решить для ее реализации (таблица 5). Если в первой программе ставились задачи создания новых для нас отраслей статистики, то третья программа на­целена на наиболее полное удовлетворение по­требностей пользователей на основе внедрения современных методов статистических наблюдений, анализа и распространения данных.

В соответствии со своей цепью и задачами каждая программа содержит краткое описание всех приоритетных направлений работы и план основ­ных мероприятий, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. За последние десять лет по мере изменения задач менялись приоритеты (таблица 6). Накануне принятия последней программы в соответствии с приоритетными на­правлениями в структуре Статагентства было со­здано два новых подразделения: по координации (вопросы внедрения классификаций, регистров и новых методов) и по анализу и публикационной деятельности.

Таблица 5 - Планирование цели

Программа на период:

Условия разработки программы

Цель программы

1992-1996

Казахстан стал независимым государством, взят курс на рыночные реформы в экономике à

Создание условий для эффективного государст­венного регулирования эконо­мики и оценки ее места в мировом сообществе

1996-1998

Сформированы отрасли статистики, соответствующие рыночной экономике, происходят динамичные рыночные изме­нения в экономике à

Получение полной и адекватной информации, харак­теризующей переходную экономику

1999-2005

Создан регистр предприятий, осуществлен переход на международные классификации NACE, СРА .

à

Наиболее полное удовлетво­рение потребностей прави­тельства, деловых кругов и общественности в объек­тивной статистической информации

Таблица 6 - Планирование приоритетов

1992-1996

1996-1998

1999-2005

1. Система показателей

1. Система показателей

1. Классификации

2. СНС

2. СНС

2. Регистр

3. Финансовая, банков­ская и бюджетная статистика

3. Финансовая, банковская и бюджетная статистика

3. Методы статисти­ческого наблюдения

1992-1996

1996-1998

1999-2005

4. Платежный баланс

4. Платежный баланс

4. Система показателей

5. Статистика цен и внешней торговли

5. Статистика внешней

торговли

5. Анализ

6. Первичный учет

6. Регистр

6. Информационные технологии

7. Регистр

7. Классификации

7. Публикации

8. Классификации

8. Информационные технологии

8. Кадры

9. Штриховое кодиро­вание продукции

9. Методы статистического наблюдения

9. Международное сотрудничество

10. Кадры

10.Кадры

11. Международное сотрудничество

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru