Опыт и проблемы планирования.
Практически реализовать указанные простые принципы планирования не всегда удается в полной мере. Проект программы проходит длительную процедуру согласования со всеми заинтересованными министерствами, в ходе которых в него вносятся изменения и дополнения. В процессе согласования может нарушиться логическая увязка между разделами программы. Учитывая опыт разработки первых программ, рассматривая последующие разработки, автор постарался выявить ошибки каждого периода и найти улучшения в планировании (таблица 7).
Таблица 7 - Ошибки и улучшения в планировании
1992-1996 |
1996-1998 |
1999-2005 |
ОШИБКИ |
ДОСТИЖЕНИЯ |
ДОСТИЖЕНИЯ |
Много целей: одна главная |
Одна цель. Более |
Впервые сформулирована |
и пять не главных. Много |
четко определены |
концепция программы. |
задач: одиннадцать. Не |
задачи. |
Жесткая увязка «цель- |
все цели конкретизированы |
Исключены задачи, |
задачи – мероприятия». |
в задачах и мероприятиях |
далекие от статистики. |
Учитывались связи между |
(например, публикационная |
Приоритетными направле- | |
Деятельность определена |
ниями «классификаторы - | |
только как цель). |
ОШИБКИ |
Регистры –статметоды». |
Не все задачи непосредственно |
Содержит мероприятия, |
Более качественно был |
Относятся к совершенствованию |
которые не связаны |
проведен анализ итогов |
Статистики |
с задачами |
Предыдущей программы. |
(например, штриховое |
программы | |
Кодирование товаров) |
В Современное состояние планирования статистики в основном обеспечивает организацию и управление статистической деятельностью на всех уровнях. Система планирования включает долгосрочные, среднесрочные и текущие планы. Долгосрочное планирование представлено Программой совершенствования государственной статистики, которая согласовывается со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами и утверждается постановлением Правительства. Программа разрабатывается на период не менее 3-х лет и содержит основные мероприятия по каждому из приоритетных направлений статистической деятельности.
Исполнителями Программы являются все заинтересованные министерства и ведомства, национальный Банк.
В целях выполнения Программы ежегодно разрабатывается организационный план, в котором по каждому мероприятию, предусмотренному Программой, указывается, что именно должно быть сделано в отчетном году. Таким образом, по мероприятиям, выполнение которых запланировано на несколько лет ежегодно планируется выполнение очередного этапа работ. Отчет о выполнении организационного плана представляется Правительству.
Среднесрочное планирование в основном направлено на решение отдельных важных вопросов межотраслевого характера и представлено планами действий Правительства, Например, в текущем году на основе Плана действий Правительства на период 2000-2002 годы были выполнены такие мероприятия, как подготовка и распространение через Интернет метаданных по системе GDDS, внедрение единых идентификационных кодов предприятий, которые используются в статистическом регистре, в базы данных других министерств, передача от органов статистики Национальному Банку функций по сбору данных по платежному балансу и др.