Опыт и проблемы планирования.
Важным стимулом к пересмотру действующей системы планирования является внедрение в нашей республике новых принципов бюджетного планирования. Расходы бюджета при этом подразделяются на целевые и функциональные. В свою очередь, целевые расходы подразделяются на капитальные и текущие. Такой подход позволяет выделить и финансировать в виде отдельной бюджетной программы затраты на выполнение приоритетных работ, предусмотренных Программой совершенствования статистики.
Статагентство в текущем году является администратором шести бюджетных программ. Среди этих программ две непосредственно (целевые программы) и две косвенно (функциональные программы) связаны с отдельными приоритетами долгосрочной Программы. На следующий год внесено предложение еще по трем целевым программам (таблица 10).
Таблица 10 - Финансовое обеспечение программ
Приоритеты Программы |
Целевые бюджетные программы | |
2000 |
2001 | |
Классификаторы | ||
Регистры | ||
Методы статистического наблюдения |
Прикладные научные исследования |
Прикладные научные исследования |
Система показателей | ||
Анализ | ||
Информационные технологии |
Системы централизованной обработки | |
Публикации | ||
Кадры |
Кадры |
Кадры |
Перепись населения |
Сельскохозяйственная перепись Перепись населения |
Указанный подход усиливает внимание к финансовому обеспечению наших Программ и планов. Раньше детальное финансовое обоснование требовалось только для текущего плана статистических работ. Для долгосрочных Программ определялась только примерная общая оценка ожидаемых затрат. При этом, в связи с дефицитом бюджета, целевое выделение средств на выполнение Программы, как правило, не осуществлялось и мероприятия выполнялись в рамках текущего финансирования. В этих условиях неоценимое значение для статистики имели проекты «ТАСИС».
С цепью приведения действующей системы планирования в соответствие с принципами бюджетного планирования нам потребуется:
рассматривать планируемые мероприятия в комплексе "ресурсы-результаты";
сопоставлять ожидаемые результаты с суммарными затратами из всех источников (госбюджет, международные проекты, гранты и др.);
определять наиболее эффективные направления использования выделенного лимита бюджетных средств;
планировать ресурсное обеспечение наших Программ на более длительный срок.
Если раньше в Министерство финансов представлялось обоснование затрат только на предстоящий год, то начиная с текущего года обоснование потребности в финансировании составляется на среднесрочный (трехлетний) период.
Таким образом, предполагается и дальше уделять большое внимание планированию, как важному инструменту организации и реформирования статистической деятельности [5].