Интегральный показатель.
Таким образом, при установлении цен внутреннего банка покупки-продажи ресурсов следует учитывать фактически сложившиеся условия по структуре и платности пассивов и по структуре и доходности активов. Для контроля за состоянием рынка и анализа степени эффективности функционирования банка в рыночной среде (что очень важно отслеживать в условиях конкуренции) во внутреннем ценообразовании могут быть заложены изменения рыночной стоимости ресурсов по их видам и рыночной доходности по видам активных операций, осуществляемых банком. Тогда при определении цен покупки-продажи ресурсов внутренним банком могут быть учтены (как текущие, так и прогнозируемые) рыночные условия по платности ресурсов и доходности вложений.
Для обеспечения ликвидности – поддержания и стимулирования подразделений (центров прибыли) в достижении требуемого соотношения между сроками привлечения и размещения ресурсов используется инструмент внутренних цен покупки-продажи ресурсов разных сроков. Например, при сложившейся структуре пассивов – превышении краткосрочных ресурсов над долгосрочными (включая собственные средства банка) и структуре активов – превышении долгосрочных вложений над краткосрочными – необходимо стимулировать подразделения в привлечении долгосрочных ресурсов. По существу это означает, что внутренний банк должен установить такую внутреннюю цену покупки долгосрочных ресурсов, которая бы покрывала фактические затраты бизнес центров на привлечение данного вида ресурсов и обеспечивала большую маржу по сравнению с ценой на краткосрочные ресурсы. При этом внутренний банк должен иметь прибыль, которая в данном случае обеспечивает управление ликвидностью банка (покрывает риски при значительных отклонениях по срокам привлеченных и размещенных ресурсов).
В общем виде перечень исходных данных, влияющих на установление внутренних цен покупки-продажи ресурсов, может быть представлен следующим образом.
Структура пассивов |
| ||||
Структура активов |
| ||||
Стоимость ресурсов |
| ||||
Доходность ресурсов |
|
Учет по бизнес центрам внешних и внутренних процентных доходов и расходов
Процентные доходы и расходы относятся только к центрам прибыли. Очевидно, что, если какой-либо бизнес центр работает только на привлечение ресурсов (клиентских или др.), и сам не проводит какие-либо активные операции, то изначально он не может иметь прибыль, поскольку его бюджет будет складываться исключительно из расходной части. В то же время банк использует эти ресурсы для проведения доходоприносящих операций. Без введения внутреннего ценообразования (или другой заменяющей его оценки) оценить эффективность такого подразделения не представляется возможным. Предлагаемый подход основан, как было указано выше, на (условном или фактическом) формировании в банке некой структуры – внутреннего банка, аккумулирующего все банковские ресурсы (со всех бизнес центров) для последующего размещения в доходоприносящие операции.