Интегральный показатель.

Построение системы бюджетирования имеет две отличительные черты. Во-первых, это комплексная увязка непосредственно бюджета банка (отчета о прибылях и убытках), прогнозного баланса, отчета о движении денежных средств, а также плана мероприятий банка (бизнес-плана

), с помощью чего достигается динамичность предлагаемой модели. Любые изменения в одном из этих отчетов приводят к соответствующему изменению в других. Во-вторых, построение системы осуществляется в разрезе основных валют, в которых совершаются операции банка. Поскольку основными валютами на настоящий момент являются рубли и доллары США, то для удобства расчета и избежания значительного усложнения рекомендуют по всем валютам, кроме рублей, учитывать их эквивалент в долларах США, составляя таким образом, бюджет банка всего лишь в двух валютах.

Разработка модели бюджетирования предполагает формирование унифицированных форм отчетов (отчета о привлечении/размещении ресурсов, на основе которого строится прогнозный баланс; непосредственно прогнозного баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета о движении денежных средств) с учетом специфики и особенностей деятельности конкретного банка Унификация перечисленных выше форм позволяет с минимальными затратами построить модель консолидации и агрегирования балансов и бюджетов отдельно взятых подразделений в сводный комплексный бюджет банка.

Вопрос, который требует отдельного обсуждения – различия в отечественных и зарубежных методах и формах бухгалтерского учета. Для построения бюджета банка, как показала практика, наиболее приемлемой является форма баланса и отчета о прибылях и убытках, построенных на основе международных стандартов. Основные отличительные черты данного подхода – метод наращенных процентов и ежедневная переоценка к рынку всех торговых позиций. При цивилизованном развитии банка в рамках общей тенденции интеграции в мировое банковское сообщество целесообразно осуществлять трансформацию российской бухгалтерской отчетности (на основе информации из базы исходных сделок и баз с рыночными котировками) в балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках по международным стандартам на ежедневной основе. Для этого требуется постановка в банке отлаженной технологии трансформации.

Преимущества данного подхода: возможность применения и адаптации мирового опыта по бюджетированию, управлению активами/пассивами, расчету процентной маржи банка, построению систем управления рисками и создание предпосылок для успешного сотрудничества с иностранными партнерами.

Бизнес планирование и построение бюджета в подразделениях банка (бизнес центрах)

Цель бизнес плана

: обоснование стратегии развития и разработка плана мероприятий по достижению поставленных целей. Построение системы бизнес-планирования и бюджетирования по подразделениям банка предусматривает ряд организационно-технических мероприятий и включает организацию учета проводимых подразделениями (в первую очередь отделениями) операций, полученных доходов и произведенных расходов, по балансовым счетам (разнесение их по подразделениям на основе шифров-символов, кодов и т.п. соответствующих подразделений), а также организацию контроля за выполнением мероприятий и плановых показателей работы подразделений.

Основные принципы формирования бизнес-плана:

  • глубокий анализ исходной ситуации, достигнутых результатов, сильных и слабых сторон;
  • выявление внутренних резервов повышения доходов и/или снижения расходов;
  • четкое определение прав, обязанности и ответственности бизнес центра за результаты труда;
  • оптимальное сочетание выбранной стратегии со стратегией развития банка в целом;
  • использование в планировании многовариантного подхода.

Основные разделы:

  • характеристика бизнес центра;
  • анализ достигнутых результатов;
  • цели и задачи;
  • обоснование стратегии развития;
  • план мероприятий;
  • прогнозный баланс;
  • смета доходов и расходов - бюджет;
  • выводы и предложения.
Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Риск в менеджменте   www.finlabel.ru