Интегральный показатель.
Построение системы бюджетирования имеет две отличительные черты. Во-первых, это комплексная увязка непосредственно бюджета банка (отчета о прибылях и убытках), прогнозного баланса, отчета о движении денежных средств, а также плана мероприятий банка (бизнес-плана
), с помощью чего достигается динамичность предлагаемой модели. Любые изменения в одном из этих отчетов приводят к соответствующему изменению в других. Во-вторых, построение системы осуществляется в разрезе основных валют, в которых совершаются операции банка. Поскольку основными валютами на настоящий момент являются рубли и доллары США, то для удобства расчета и избежания значительного усложнения рекомендуют по всем валютам, кроме рублей, учитывать их эквивалент в долларах США, составляя таким образом, бюджет банка всего лишь в двух валютах.
Разработка модели бюджетирования предполагает формирование унифицированных форм отчетов (отчета о привлечении/размещении ресурсов, на основе которого строится прогнозный баланс; непосредственно прогнозного баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета о движении денежных средств) с учетом специфики и особенностей деятельности конкретного банка Унификация перечисленных выше форм позволяет с минимальными затратами построить модель консолидации и агрегирования балансов и бюджетов отдельно взятых подразделений в сводный комплексный бюджет банка.
Вопрос, который требует отдельного обсуждения – различия в отечественных и зарубежных методах и формах бухгалтерского учета. Для построения бюджета банка, как показала практика, наиболее приемлемой является форма баланса и отчета о прибылях и убытках, построенных на основе международных стандартов. Основные отличительные черты данного подхода – метод наращенных процентов и ежедневная переоценка к рынку всех торговых позиций. При цивилизованном развитии банка в рамках общей тенденции интеграции в мировое банковское сообщество целесообразно осуществлять трансформацию российской бухгалтерской отчетности (на основе информации из базы исходных сделок и баз с рыночными котировками) в балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках по международным стандартам на ежедневной основе. Для этого требуется постановка в банке отлаженной технологии трансформации.
Преимущества данного подхода: возможность применения и адаптации мирового опыта по бюджетированию, управлению активами/пассивами, расчету процентной маржи банка, построению систем управления рисками и создание предпосылок для успешного сотрудничества с иностранными партнерами.
Бизнес планирование и построение бюджета в подразделениях банка (бизнес центрах)
Цель бизнес плана
: обоснование стратегии развития и разработка плана мероприятий по достижению поставленных целей. Построение системы бизнес-планирования и бюджетирования по подразделениям банка предусматривает ряд организационно-технических мероприятий и включает организацию учета проводимых подразделениями (в первую очередь отделениями) операций, полученных доходов и произведенных расходов, по балансовым счетам (разнесение их по подразделениям на основе шифров-символов, кодов и т.п. соответствующих подразделений), а также организацию контроля за выполнением мероприятий и плановых показателей работы подразделений.
Основные принципы формирования бизнес-плана:
- глубокий анализ исходной ситуации, достигнутых результатов, сильных и слабых сторон;
- выявление внутренних резервов повышения доходов и/или снижения расходов;
- четкое определение прав, обязанности и ответственности бизнес центра за результаты труда;
- оптимальное сочетание выбранной стратегии со стратегией развития банка в целом;
- использование в планировании многовариантного подхода.
Основные разделы:
- характеристика бизнес центра;
- анализ достигнутых результатов;
- цели и задачи;
- обоснование стратегии развития;
- план мероприятий;
- прогнозный баланс;
- смета доходов и расходов - бюджет;
- выводы и предложения.