Автоматизация управления финансами, сущность и проблематика
2. Процесс управления задолженностью разбивается на несколько подпроцессов:
· планирование состояния и движения задолженности;
· контроль соответствия плану текущих документов по движению задолженности;
· оперативный учет обязательств предприятия;
· мониторинг (постоянный контроль и анализ) текущего и прогнозируемого состояния задолженности.
Каждый подпроцесс включает определенную последовательность действий, описанных далее.
3. Процесс управления задолженностью взаимосвязан с другими бизнес-процессами управления финансами, более того, он в значительной степени выполняется одновременно с ними:
· в ходе текущего финансового планирования определяются общие лимиты движения задолженности и контрольные показатели остатков задолженности на конец планового периода, используемые затем в детальном планировании и при контроле обязательств;
· в ходе планирования движения задолженности создается первоначальный вариант Платежного календаря для бизнес-процесса оперативного планирования и управления платежами;
· в свою очередь, оперативный учет платежей в последнем бизнес-процессе одновременно служит целям оперативного учета обязательств предприятия.
4. Управление задолженностью (обязательствами) предприятия осуществляется в разрезе следующих характеристик:
· статей доходов и расходов, используемых в текущем финансовом планировании;
· лиц, ответственных за возникновение и погашение обязательств по определенным статьям – ответственных распорядителей (начальник отдела продаж – за отгрузку продукции и ее оплату, то есть за возникновение и погашение дебиторской задолженности по реализации продукции; начальник отдела закупок – за оплату материалов и их поставку, то есть за возникновение и погашение кредиторской задолженности по закупкам, и т.п.);
· контрагентов предприятия и отдельных договоров с ними, что необходимо для определения конкретных источников задолженности;
· сроков возникновения и погашения задолженности для раздельного управления текущей и просроченной задолженностью.
Планирование состояния и движения задолженности
Общие цифры остатков и движения задолженности задаются в рамках текущего финансового планирования, задача данного подпроцесса – детализировать общие цифры до разреза конкретных контрагентов и договоров.
С этой целью сначала производится уточнение остатков задолженности в разрезе контрагентов и договоров на начало планового периода – как правило, по данным не бухгалтерского учета, а оперативного, ведущегося ответственными распорядителями в рамках своей номенклатуры договоров. Остатки рассчитываются как фактическое состояние взаиморасчетов плюс прогнозируемое до начала планового периода его изменение.
Далее из действующих договоров предприятия производится отбор приходящихся на плановый период данных о движении задолженности – сроков и сумм отгрузок продукции (оказания услуг) и их оплаты. Эта работа может выполняться как централизованно – самой Финансовой службой, так и ответственными распорядителями в рамках своей номенклатуры договоров, с последующей консолидацией в Финансовой службе.
Вместе с остатками эти данные формируют первоначальный вариант Плана возникновения и погашения обязательств (Плана движения задолженности). Итоговые данные по статьям доходов и расходов в этом плане должны соответствовать контрольным показателям текущего планирования:
План движения задолженности
Статья |
Контрагент |
Договор |
Остаток на 1.х.хх |
в т.ч. просроченная |
Возникновение |
Всего задолженность |
Погашение |
в т.ч. деньгами |
Остаток на конец периода |
Итого |
х |
х | |||||||
Лимит |
х |
х |
х |
х |
х | ||||
Остаток |
х |
х |
х |
х |
х |